Мир театра
«Мир театра»
Направленность
и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление
деятельности
Данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность. Направление деятельности – театральное. Кружок однопрофильный.
Вид программы и её уровень
Модифицированная
программа, общекультурный (базовый) уровень.
Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая целесообразность программы
В программе
систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано
использование разных видов детской творческой деятельности в процессе
театрального воплощения.
Программа
основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как
процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс
творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку
именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка,
развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль.
Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные
психические функции.
Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!»
Актуальность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи:
Ø Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
Ø Развитие творческих и актерских способностей детей через
совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической
выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Ø Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи.
Ø Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.
Ø Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.
Ø Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра.
Ø Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.
Ø Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.
Ø Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству.
Адресат программы
Программа рассчитана на школьников 9 лет, увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки детей не требуется.
Объем программы, сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Объем программы – 35 часов. Сроки реализации – 1 учебный год, занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий
Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.
Занятия театрального кружка включают наряду с
работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и
обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие
задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных
спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера
сцены.
Беседы о театре
знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического
театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей
русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и
русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры
кружковцев.
Практическое
знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений,
импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них
эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии.
Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к
работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества
работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной
стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом
процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с
репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой,
способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над
сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа
(выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев,
условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и
т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную
со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы;
беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.