ОБЗР 10-11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ с.Тахта

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО

Заместитель директора
по УВР

Директор

_______________________
_

_______________________
_

_______________________
Никитина Т.Н. _
Петерс Т.Г.
[Номер приказа] от
[Номер
приказа]
от
Никитина Т.Н.
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.
[Номер приказа] от
«[число]» [месяц] [год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5460195)
учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
для обучающихся 10-11 классов

Тахта 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и
защиты Родины" (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к
результатам освоения образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программы воспитания и предусматривает непосредственное применение
при реализации ОП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания
в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной
ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия
человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения
обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области
безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию
практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и
непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у
них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с
уровня основного общего образования; помогает педагогу продолжить
освоение содержания материала в логике последовательного нарастания
факторов опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и
разумного построения модели индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в
природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Программа ОБЗР обеспечивает:
1. формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры
и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически
целесообразного образа жизни;
2. достижение
выпускниками
базового
уровня
культуры
безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам
обучающихся и потребностям общества в формировании
полноценной личности безопасного типа;
3. взаимосвязь
личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях
основного общего и среднего общего образования;
4. подготовку выпускников к решению актуальных практических
задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно
представлено одиннадцатью модулями (тематическими линиями),
обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на
уровнях основного общего и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой
помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и
терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета
ОБЗР на уровне среднего общего образования программа ОБЗР
предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы
изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности её избегать,
при необходимости безопасно действовать».
Программа
ОБЗР
предусматривает
внедрение
практикоориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных
занятиях должно быть разумным: компьютер и дистанционные
образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и
практические действия обучающихся.
В современных условиях с обострением существующих и появлением
новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России

(резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях;
продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма;
существенное
ухудшение
медико-биологических
условий
жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие)
возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для
самого человека, но также для общества и государства. При этом
центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся
сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных
обстоятельствах
огромное
значение
приобретает
качественное
образование подрастающего поколения россиян, направленное на
воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской
идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией
для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность
совершенствования
учебно-методического
обеспечения образовательного процесса по ОБЗР определяется
системообразующими документами в области безопасности: Стратегией
национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400,
Национальными целями развития Российской Федерации на период до
2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от
21 июля 2020 г. № 474, государственной программой Российской
Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях
и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и
закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЗР является
общая теория безопасности,
которая
имеет
междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем
безопасности в общественных, гуманитарных, технических и
естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение
всего комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до
глобальных), что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения
безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать

для выпускников построение модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и
угрозы. ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и
защиты Родины», является обязательным для изучения на уровне среднего
общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение
знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению
конституционного долга по защите Отечества и достижение базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует
выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски
развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать
обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя
при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует
воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков,
позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий
устойчивого развития общества и государства
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования
является овладение основами военной подготовки и формирование у
обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности
в соответствии с современными потребностями личности, общества и
государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения
здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития
различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению
необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями,
которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга
по защите Отечества;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного и группового безопасного поведения в
интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства;

знание и понимание роли личности, общества и государства в
решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗАЩИТЫ РОДИНЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего
общего образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ
Модуль
№ 1. «Безопасное
и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:
правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие обеспечения
национальной безопасности и устойчивого развития Российской
Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов;
роль правоохранительных органов
обеспечении национальной безопасности;
роль личности, общества
противоправной деятельности;

и

и

специальных

государства

в

служб

в

предупреждении

Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, её
задачи и примеры их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие
мирного социально-экономического развития Российской Федерации и
обеспечение её военной безопасности;
роль Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении
национальной безопасности.

Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом,
движение с изменением скорости движения, повороты в движении,
выполнение воинского приветствия на месте и в движении;
основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);
виды маневра;
походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;
оборона, ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы;
требования курса стрельб по организации, порядку и мерам
безопасности во время стрельб и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из
стрелкового оружия;
способы удержания оружия и правильность прицеливания;
назначение и тактико-технические характеристики современных
видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет
Ярыгина, пистолет Лебедева);
перспективы и тенденции развития современного стрелкового
оружия;
история возникновения и развития робототехнических комплексов;
виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее
устройство беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи;
радиосвязь, назначение и основные требования;
предназначение,
общее
устройство
и
тактико-технические
характеристики переносных радиостанций;
местность как элемент боевой обстановки;
тактические свойства местности, основные её разновидности и
влияние на боевые действия войск, сезонные изменения тактических
свойств местности;
шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для
стрелка;

понятие оружия массового поражения, история его развития,
примеры применения, его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и классификация;
внешние
признаки
применения
бактериологического
(биологического) оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи;
виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон;
объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и
«зеленой» зонах;
порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной»,
«желтой» и «зеленой» зонах;
особенности прохождения службы по призыву, освоение военноучетных специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
военно-учебные заведение и военно-учебные центры.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека,
общества, государства;
соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза);
соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»;
общие принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень
решения задачи обеспечения безопасности;
понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное
поведение»;
влияние действий и поступков человека на его безопасность и
благополучие;

действия, позволяющие предвидеть опасность;
действия, позволяющие избежать опасности;
действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;
риск-ориентированное
мышление
как
основа
безопасности;
риск-ориентированный подход к обеспечению
личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:

обеспечения
безопасности

источники опасности в быту, их классификация;
общие правила безопасного поведения;
защита прав потребителя;
правила безопасного поведения при осуществлении покупок в
Интернете;
причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь,
порядок действий в экстренных случаях;
предупреждение бытовых травм;
правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью
получить травму (спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и другое), первая помощь при ушибах
переломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми
и электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
основные правила пожарной безопасности в быту;
термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;

правила безопасного поведения в местах общего пользования
(подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для
выгула собак и других);
коммуникация с соседями;
меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной
системе;
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
история появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на
транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине;
движение в тёмное время суток; движение с использованием средств
индивидуальной мобильности);
взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле,
автобусе;
ответственность водителя, ответственность пассажира;
представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;
порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях
разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или
несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим
количеством участников);
основные источники опасности в метро, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасных или
чрезвычайных ситуаций;

основные источники опасности на железнодорожном транспорте,
правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении
опасных и чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на водном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной и
чрезвычайной ситуации;
основные источники опасности на авиационном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной,
чрезвычайной ситуации.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их классификация;
основные источники опасности в общественных местах закрытого и
открытого типа, общие правила безопасного поведения;
опасности в общественных местах социально-психологического
характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии;
криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или возникновении
толпы, давки;
эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила
безопасного поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила
безопасного поведения, порядок действия при попадании в опасную
ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок;
взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося
человека;

порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных
общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей
(медицинские и образовательные организации, культурные, торговоразвлекательные учреждения и другие);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий
и отдельных конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае
террористического акта.
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:
отдых на природе, источники опасности в природной среде;
основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на
водоёмах;
общие правила безопасности в походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации (компас,
GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной
среде;
источники опасности в автономных условия;
сооружение убежища, получение воды и питания;
способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных
условиях, первая помощь при перегревании, переохлаждении и
отморожении;
природные чрезвычайные ситуации;
общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях
(предвидеть; избежать опасности; действовать: прекратить или
минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи);
природные
пожары,
возможности
прогнозирования
и
предупреждения;
правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для
людей и окружающей среды;

природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
геологическими явлениями и процессами: землетрясения, извержение
вулканов, оползни, камнепады;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями
и процессами;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
гидрологическими явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами,
сели, лавины;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими
явлениями и процессами;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими
явлениями и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы,
космоса;
чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой
помощи»
понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика»;
биологические,
социально-экономические,
экологические
(геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье
человека;
составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая
активность, психологическое благополучие;

общие представления об инфекционных заболеваниях;
механизм распространения и способы передачи инфекционных
заболеваний;
чрезвычайные ситуации
профилактики и защиты;
роль вакцинации,
прививок;

биолого-социального

национальный

календарь

характера,

меры

профилактических

вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
значение изобретения вакцины для человечества;
неинфекционные
заболевания,
неинфекционные заболевания;

самые

распространённые

факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;
факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль
диспансеризации
заболеваний;

в

профилактике

неинфекционных

признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие
вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая
боль в животе, эпилепсия и другие);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии психического здоровья и психологического благополучия;

основные факторы, влияющие
психологическое благополучие;

на

психическое

здоровье

и

основные направления сохранения и укрепления психического
здоровья (раннее выявление психических расстройств; минимизация
влияния хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы,
учёбы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления
наркотических средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую
ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического
здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи
и первой помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь;
мероприятия по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза;
«сложные» кровотечения; первая помощь с использованием подручных
средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль 9. «Безопасность в социуме»:
определение понятия «общение»;
навыки конструктивного общения;
общие представления о понятиях «социальная группа», «большая
группа», «малая группа»;
межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие);

особенности общения в группе;
психологические
характеристики
взаимодействия в группе;

группы

и

особенности

групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе;
понятие «конфликт», стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;
факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта;
способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы
саморегуляции;
способы разрешения конфликтных ситуаций;
основные формы участия третьей
урегулирования и разрешения конфликта;

стороны

в

ведение переговоров при разрешении конфликта;
опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
способы психологического воздействия;
психологическое влияние в малой группе;

процессе

положительные и отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основа
коммуникации;
убеждающая коммуникация;
манипуляция
противодействия;

в

общении,

цели,

технологии

и

способы

психологическое влияние на большие группы;
способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение;
внушение; подражание;
деструктивные и псевдопсихологические технологии;
противодействие вовлечению молодёжи в противозаконную и
антиобщественную деятельность.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
понятия «цифровая среда», «цифровой след»;
влияние цифровой среды на жизнь человека;
приватность, персональные данные;
«цифровая зависимость», её признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники;
правила безопасного поведения в цифровой среде;
вредоносное программное обеспечение;
виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы
работы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;

кража персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угроза
для будущей жизни и карьеры;
травля в Интернете, методы защиты от травли;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой
среде, их признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;
радикализация деструктива;
профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные
сообщества;
правила коммуникации в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на достоверность;
«информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда;
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и
изображений;

понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в Интернете;
запрещённый контент;
защита прав в цифровом пространстве.
Модуль №
терроризму»:

11.

«Основы

противодействия

экстремизму

и

экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества;
понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
преступления террористической направленности, их цель, причины,
последствия;
опасность вовлечения в экстремистскую
деятельность: способы и признаки;

и

террористическую

предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность;
формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае
террористического акта, проведении контртеррористической операции;
правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской Федерации;
основы государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, ее цели, задачи, принципы;

права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР,
должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за
российские достижения, в готовности к осмысленному применению
принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни,
соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества,
бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и
уважительном отношении к традициям многонационального народа
Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося,
готового
и способного применять принципы и правила безопасного поведения
в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей
и ответственности в области защиты населения и территории Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с
безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных
организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения
комплексной безопасности личности, общества и государства;

2) Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения
к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев
Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской
Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России,
российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым
традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям
России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная
убеждённость и готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского
воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и
ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других
людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно
и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по
снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в
чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению,
семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства
и добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой
безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития
и безопасного поведения в повседневной жизни;
5) Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему
уровню развития общей теории безопасности, современных представлений
о безопасности в технических, естественно-научных, общественных,
гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры
безопасности жизнедеятельности;

понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР,
осознание
его
значения
для
безопасной
и
продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов
безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности
избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и
чрезвычайных ситуациях);
6) Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их
в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
7) Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для
развития личности, общества и государства, обеспечения национальной
безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований
безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
8) Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды,
осознание глобального характера экологических проблем, их роли в
обеспечении безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе
соблюдения
экологической
грамотности
и
разумного
природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение
представлений
о
деятельности
экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

.
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы
безопасности личности, общества и государства, обосновывать их
приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их
возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения,
сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности
жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять
цели
действий
применительно
к
заданной
(смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом
самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной
жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности
личности, общества и государства, анализировать их различные состояния
для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в
повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в
области безопасности жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового
знания, его преобразованию и применению для решения различных
учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать
новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач
с учётом установленных (обоснованных) критериев;

раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач
результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых
условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать
возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения
учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить
приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и
анализа различных видов информации из источников разных типов при
обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом
характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать
оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и
защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную
жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения;
понимать значение социальных знаков; определять признаки
деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового
общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;

аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно
выявлять
проблемные
вопросы,
выбирать
оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных
условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его;
брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на
основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических
знаний других предметных областей; повышать образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою
деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки
образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства,
невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом
общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды
(составлять план, распределять роли, принимать правила учебного
взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы,
договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий
результат по совместно разработанным критериям;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и
практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у
обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и способности построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР,
должны обеспечивать:
1) знание основ законодательства Российской Федерации,
обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от
внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о
государственной политике в области обеспечения государственной и
общественной безопасности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав
и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей
гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по
сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном
мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской
Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений
общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации,
формирование представления о военной службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной
подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении
со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых
свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также
способах защиты от него;

5) сформированность представлений о современном общевойсковом
бое; понимание о возможностях применения современных достижений
научно-технического прогресса в условиях современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как
фактора построения профессиональной траектории, в том числе и
образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в
интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и
правопорядка;
7) сформированность представлений о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их применения в собственном
поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных
местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение
основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок
действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения правил
дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности
на транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте,
умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде;
умение применять их на практике; знать порядок действий при
чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность
представлений об экологической безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
11) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на
практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при
угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в
природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной
безопасности;
12) владение основами медицинских знаний: владение приемами
оказания первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в

сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения
к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при
чрезвычайных ситуациях биолого-социального и военного характера;
умение применять табельные и подручные средства для само- и
взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение
различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера; умение предупреждать опасные явления и
противодействовать им;
14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в
социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в
цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать
опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера,
опасности
вовлечения
в
деструктивную
деятельность)
и
противодействовать им;
15) сформированность представлений об опасности и негативном
влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной
идеологии в том числе экстремизма, терроризма; знать роль государства в
противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в
деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок
действий при угрозе совершения террористического акта; совершении
террористического акта; проведении контртеррористической операции.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается
посредством достижения предметных результатов освоения модулей
ОБЗР.
10 КЛАСС
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:
раскрывать правовые основы и принципы обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации;
характеризовать роль личности, общества и государства в
достижении стратегических национальных приоритетов, объяснять
значение их реализации в обеспечении комплексной безопасности и
устойчивого развития Российской Федерации, приводить примеры;

характеризовать роль правоохранительных органов и специальных
служб в обеспечении национальной безопасности;
объяснять роль личности, общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности;
характеризовать правовую основу защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
раскрывать назначение, основные задачи и структуру Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС);
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в
области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени;
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в
области гражданской обороны;
уметь действовать при сигнале «Внимание всем!», в том числе при
химической и радиационной опасности;
анализировать угрозы военной безопасности Российской Федерации,
обосновывать значение обороны государства для мирного социальноэкономического развития страны;
характеризовать роль Вооружённых Сил Российской в обеспечении
национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
знать строевые приёмы в движении без оружия;
выполнять строевые приёмы в движении без оружия;
иметь представление об основах общевойскового боя;
иметь представление об основных видах общевойскового боя и
способах маневра в бою;
иметь представление о походном, предбоевом и боевом порядке
подразделений;
понимать способы действий военнослужащего в бою;
знать правила и меры безопасности при обращении с оружием;
приводить примеры нарушений правил и мер безопасности при
обращении с оружием и их возможных последствий;
применять меры безопасности при проведении занятий по боевой
подготовке и обращении с оружием;
знать способы удержания оружия, правила прицеливания и
производства меткого выстрела;

определять характерные конструктивные особенности образцов
стрелкового оружия на примере автоматов Калашникова АК-74 и АК-12;
иметь представление о современных видах короткоствольного
стрелкового оружия;
иметь представление об истории возникновения и развития
робототехнических комплексов;
иметь представление о конструктивных особенностях БПЛА
квадрокоптерного типа;
иметь представление о способах боевого применения БПЛА;
иметь представление об истории возникновения и развития связи;
иметь представление о назначении радиосвязи и о требованиях,
предъявляемых к радиосвязи;
иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических
характеристиках современных переносных радиостанций;
иметь представление о тактических свойствах местности и их
влиянии на боевые действия войск;
иметь представление о шанцевом инструменте;
иметь представление о позиции отделения и порядке оборудования
окопа для стрелка;
иметь представление о видах оружия массового поражения и их
поражающих факторах;
знать способы действий при применении противником оружия
массового поражения;
понимать особенности оказания первой помощи в бою;
знать условные зоны оказания первой помощи в бою;
знать приемы самопомощи в бою;
иметь представление о военно-учетных специальностях;
знать особенности прохождение военной службы по призыву и по
контракту;
иметь представления о военно-учебных заведениях;
иметь представление о системе военно-учебных центров при учебных
заведениях высшего образования.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск
(угроза)», «культура безопасности», «опасная ситуация», «чрезвычайная
ситуация», объяснять их взаимосвязь;

приводить примеры решения задач по обеспечению безопасности в
повседневной жизни (индивидуальный, групповой и общественногосударственный уровни);
знать общие принципы безопасного поведения, приводить примеры;
объяснять смысл понятий «виктимное поведение», «безопасное
поведение»;
понимать влияние поведения человека на его безопасность,
приводить примеры;
иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния на
безопасность;
раскрывать суть риск-ориентированного подхода к обеспечению
безопасности;
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода на
уровне личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности,
обосновывать зависимость риска (угрозы) их возникновения от поведения
человека;
знать права и обязанности потребителя, правила совершения
покупок, в том числе в Интернете; оценивать их роль в совершении
безопасных покупок;
оценивать риски возникновения бытовых отравлений, иметь навыки
их профилактики;
иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях;
уметь оценивать риски получения бытовых травм;
понимать взаимосвязь поведения и риска получить травму;
знать правила пожарной безопасности и электробезопасности,
понимать влияние соблюдения правил на безопасность в быту;
иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании
газового и электрического оборудования;
иметь навыки поведения при угрозе и возникновении пожара;
иметь навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах, порядок
проведения сердечно-лёгочной реанимации;
знать правила безопасного поведения в местах общего пользования
(подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для
выгула собак и другие);
понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на
уровень безопасности, приводить примеры;

понимать риски противоправных действий, выработать навыки,
снижающие криминогенные риски;
знать правила поведения при возникновении аварии на
коммунальной системе;
иметь навыки взаимодействия с коммунальными службами.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения;
характеризовать изменения правил дорожного движения в
зависимости от изменения уровня рисков (риск-ориентированный подход);
понимать риски для пешехода при разных условиях, выработать
навыки безопасного поведения;
понимать влияние действий водителя и пассажира на безопасность
дорожного движения, приводить примеры;
знать права, обязанности и иметь представление об ответственности
пешехода, пассажира, водителя;
иметь представление о знаниях и навыках, необходимых водителю;
знать правила безопасного поведения при дорожно-транспортных
происшествиях разного характера;
иметь навыки оказания первой помощи, навыки пользования
огнетушителем;
знать источники опасности на различных видах транспорта,
приводить примеры;
знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить
примеры влияния поведения на безопасность;
иметь представление о порядке действий при возникновении
опасныхи чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
перечислять и классифицировать основные источники опасности в
общественных местах;
знать общие правила безопасного поведения в общественных местах,
характеризовать их влияние на безопасность;
иметь навыки оценки рисков возникновения толпы, давки;
знать о действиях, которые минимизируют риски попадания в толпу,
давку, и о действиях, которые позволяют минимизировать риск получения
травмы в случае попадания в толпу, давку;
оценивать риски возникновения ситуаций криминогенного характера
в общественных местах;
иметь навыки безопасного поведения при проявлении агрессии;

иметь представление о безопасном поведении для снижения рисков
криминогенного характера;
оценивать риски потеряться в общественном месте;
знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек;
знать правила пожарной безопасности в общественных местах;
понимать особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в
общественных местах разного типа;
знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении
зданий или отдельных конструкций;
иметь представление о правилах поведения при угрозе или в случае
террористического акта в общественном месте.
11 КЛАСС
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
выделять и классифицировать источники опасности в природной
среде;
знать особенности безопасного поведения при нахождении в
природной среде, в том числе в лесу, на водоёмах, в горах;
иметь представление о способах ориентирования на местности; знать
разные способы ориентирования, сравнивать их особенности, выделять
преимущества и недостатки;
знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски
потеряться в природной среде;
знать о порядке действий, если человек потерялся в природной среде;
иметь представление об основных источниках опасности при
автономном нахождении в природной среде, способах подачи сигнала о
помощи;
иметь представление о способах сооружения убежища для защиты от
перегрева и переохлаждения, получения воды и пищи, правилах поведения
при встрече с дикими животными;
иметь навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении,
отморожении, навыки транспортировки пострадавших;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации;
выделять наиболее характерные риски для своего региона с учётом
географических, климатических особенностей, традиций ведения
хозяйственной деятельности, отдыха на природе;
раскрывать применение принципов безопасного поведения
(предвидеть опасность; по возможности избежать её; при необходимости
действовать) для природных чрезвычайных ситуаций;

указывать причины и признаки возникновения природных пожаров;
понимать влияние поведения человека на риски возникновения
природных пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе и
возникновении природного пожара;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными геологическими явлениями и процессами;
раскрывать
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными геологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при
природных
чрезвычайных
ситуациях,
вызванных
опасными
геологическими явлениями и процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными геологическими явлениями и процессами, для своего региона,
приводить примеры риск-ориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными гидрологическими явлениями и процессами;
раскрывать
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными гидрологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при
природных
чрезвычайных
ситуациях,
вызванных
опасными
гидрологическими явлениями и процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными гидрологическими явлениями и процессами, для своего
региона, приводить примеры риск-ориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными метеорологическими явлениями и процессами;
раскрывать
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными метеорологическими явлениями и процессами;
знать правила безопасного поведения при природных чрезвычайных
ситуациях, вызванных опасными метеорологическими явлениями и
процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными метеорологическими явлениями и процессами, для своего
региона, приводить примеры риск-ориентированного поведения;

характеризовать источники экологических угроз, обосновывать
влияние человеческого фактора на риски их возникновения;
характеризовать значение риск-ориентированного подхода к
обеспечению экологической безопасности;
иметь навыки экологической грамотности и разумного
природопользования.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой
помощи»:
объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый
образ жизни», «лечение», «профилактика» и выявлять взаимосвязь между
ними;
понимать степень влияния биологических, социально-экономических,
экологических, психологических факторов на здоровье;
понимать значение здорового образа жизни и его элементов для
человека, приводить примеры из собственного опыта;
характеризовать инфекционные заболевания, знать основные
способы распространения и передачи инфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер личной профилактики;
понимать роль вакцинации в профилактике инфекционных
заболеваний, приводить примеры;
понимать значение национального календаря профилактических
прививок и вакцинации населения, роль вакцинации для общества в
целом;
объяснять смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическим
показаниям»;
иметь представление о чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера, действиях при чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера (на примере эпидемии);
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода к
обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера;
характеризовать наиболее распространённые неинфекционные
заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и
другие), оценивать основные факторы риска их возникновения и степень
опасности;
характеризовать признаки угрожающих жизни и здоровью состояний
(инсульт, сердечный приступ и другие);
иметь навыки вызова скорой медицинской помощи;

понимать значение образа жизни в профилактике и защите от
неинфекционных заболеваний;
раскрывать значение диспансеризации для ранней диагностики
неинфекционных
заболеваний,
знать
порядок
прохождения
диспансеризации;
объяснять
смысл
понятий
«психическое
здоровье»
и
«психологическое благополучие», характеризовать их влияние на жизнь
человека;
знать основные критерии психического здоровья и психологического
благополучия;
характеризовать факторы, влияющие на психическое здоровье и
психологическое благополучие;
иметь представление об основных направления сохранения и
укрепления психического здоровья и психологического благополучия;
характеризовать негативное влияние вредных привычек на
умственную и физическую работоспособность, благополучие человека;
характеризовать роль раннего выявления психических расстройств и
создания благоприятных условий для развития;
объяснять смысл понятия «инклюзивное обучение»;
иметь навыки, позволяющие минимизировать влияние хронического
стресса;
характеризовать признаки психологического неблагополучия и
критерии обращения за помощью;
знать правовые основы оказания первой помощи в Российской
Федерации;
объяснять смысл понятий «первая помощь», «скорая медицинская
помощь», их соотношение;
знать о состояниях, при которых оказывается первая помощь, и
действиях при оказании первой помощи;
иметь навыки применения алгоритма первой помощи;
иметь представление о безопасных действиях по оказанию первой
помощи в различных условиях (травмы глаза; «сложные» кровотечения;
первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при
нескольких травмах одновременно).
Модуль № 9. «Безопасность в социуме»:
объяснять смысл понятия «общение»; характеризовать роль общения
в жизни человека, приводить примеры межличностного общения и
общения в группе;

иметь навыки конструктивного общения;
объяснять смысл понятий «социальная группа», «малая группа»,
«большая группа»;
характеризовать взаимодействие в группе;
понимать влияние групповых норм и ценностей на комфортное и
безопасное взаимодействие в группе, приводить примеры;
объяснять смысл понятия «конфликт»;
знать стадии развития конфликта, приводить примеры;
характеризовать факторы, способствующие и препятствующие
развитию конфликта;
иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;
знать условия привлечения третьей стороны для разрешения
конфликта;
иметь представление о способах пресечения опасных проявлений
конфликтов;
раскрывать способы противодействия буллингу, проявлениям
насилия;
характеризовать способы психологического воздействия;
характеризовать особенности убеждающей коммуникации;
объяснять смысл понятия «манипуляция»;
называть характеристики манипулятивного воздействия, приводить
примеры;
иметь представления о способах противодействия манипуляции;
раскрывать механизмы воздействия на большую группу (заражение,
убеждение, внушение, подражание и другие), приводить примеры;
иметь представление о деструктивных и псевдопсихологических
технологиях и способах противодействия.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
характеризовать цифровую среду, её влияние на жизнь человека;
объяснять смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след»,
«персональные данные»;
анализировать угрозы цифровой среды (цифровая зависимость,
вредоносное программное обеспечение, сетевое мошенничество и травля,
вовлечение в деструктивные сообщества, запрещённый контент и другие),
раскрывать их характерные признаки;
иметь навыки безопасных действий по снижению рисков, и защите от
опасностей цифровой среды;

объяснять смысл понятий «программное обеспечение», «вредоносное
программное обеспечение»;
характеризовать и классифицировать опасности, анализировать
риски, источником которых является вредоносное программное
обеспечение;
иметь навыки безопасного использования устройств и программ;
перечислять и классифицировать опасности, связанные с поведением
людей в цифровой среде;
характеризовать риски, связанные с коммуникацией в цифровой
среде (имитация близких социальных отношений; травля; шантаж
разглашением сведений; вовлечение в деструктивную, противоправную
деятельность), способы их выявления и противодействия им;
иметь навыки безопасной коммуникации в цифровой среде;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «достоверность
информации», «информационный пузырь», «фейк»;
иметь представление о способах проверки достоверности,
легитимности информации, её соответствия правовым и моральноэтическим нормам;
раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой средой,
выработать навыки безопасных действий по защите прав в цифровой
среде;
объяснять права, обязанности и иметь представление об
ответственности граждан и юридических лиц в информационном
пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и
терроризму»:
характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу благополучию
человека, стабильности общества и государства;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «экстремизм» и
«терроризм»; анализировать варианты их проявления и возможные
последствия;
характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность, выработать навыки безопасных действий
при их обнаружении;
иметь представление о методах и видах террористической
деятельности;
знать уровни террористической опасности, иметь навыки безопасных
действий при их объявлении;

иметь представление о безопасных действиях при угрозе
(обнаружение бесхозных вещей, подозрительных предметов и другие) и в
случае террористического акта (подрыв взрывного устройства, наезд
транспортного средства, попадание в заложники и другие), проведении
контртеррористической операции;
раскрывать правовые основы, структуру и задачи государственной
системы противодействия экстремизму и терроризму;
объяснять права, обязанности и иметь представление об
ответственности граждан и юридических лиц в области противодействия
экстремизму и терроризму.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства

4

2

Основы военной подготовки

12

3

Культура безопасности
жизнедеятельности в современном
обществе

2

4

Безопасность в быту

6

5

Безопасность на транспорте

5

6

Безопасность в общественных местах

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

0

0

11 КЛАСС
Количество часов
Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Безопасность в природной среде

7

2

Основы медицинских знаний. Оказание
первой помощи

7

3

Безопасность в социуме

7

4

Безопасность в информационном
пространстве

7

5

Основы противодействия экстремизму и
терроризму

6

№ п/п

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Взаимодействие личности,
общества и государства в
обеспечении национальной
безопасности

1

2

Государственная и
общественная безопасность

1

3

Роль личности, общества и
государства в предупреждении
и ликвидации чрезвычайных
ситуаций

1

4

Оборона страны как
обязательное условие
благополучного развития
страны

1

5

Строевые приемы и движение
без оружия (строевая
подготовка)

1

6

Основные виды тактических
действий войск (тактическая
подготовка)

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/eae0fff3

7

Требования безопасности при
обращении с оружием и
боеприпасами (огневая
подготовка)

1

8

Виды, назначение и тактикотехнические характеристики
современного стрелкового
оружия (огневая подготовка)

1

9

Беспилотные летательные
аппараты (БПЛА) –
эффективное средство
вооруженной борьбы (основы
технической подготовки и
связи)

1

10

Предназначение, общее
устройство и тактикотехнические характеристики
переносных радиостанций
(основы технической
подготовки и связи)

1

11

Свойства местности и их
применение в военном деле
(военная топография)

1

12

Фортификационное
оборудование позиции
отделения. Виды укрытий и
убежищ (инженерная

1

подготовка)
13

Оружие массового поражения
(радиационная, химическая,
биологическая защита)

1

14

Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская
подготовка. Тактическая
медицина)

1

15

Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская
подготовка. Тактическая
медицина)

1

16

Особенности прохождения
военной службы по призыву и
по контракту. Военно-учебные
заведения и военно-учебные
центры (тактическая
подготовка)

1

17

Современные представления о
культуре безопасности

1

18

Влияние поведения на
безопасность. Рискориентированный подход к
обеспечению безопасности на
уровне личности, общества,
государства

1

19

Источники опасности в быту

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3488963

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ca989222

Бибилиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ee497bff

20

Профилактика и первая помощь
при отравлениях

1

21

Безопасность в быту.
Предупреждение травм и первая
помощь при них

1

22

Пожарная безопасность в быту

1

23

Безопасное поведение в местах
общего пользования

1

24

Безопасное поведение в местах
общего пользования

1

25

Безопасность дорожного
движения

1

26

Безопасность дорожного
движения

1

27

Порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях

1

28

Безопасное поведение на разных
видах транспорта

1

29

Безопасное поведение на разных
видах транспорта

1

30

Безопасность в общественных
местах. Опасности социальнопсихологического характера

1

31

Опасности криминального

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63b34161

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63b34161

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ec659795

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b4cebedd

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b4cebedd

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a196276c

Бибилиотека ЦОК

характера, меры защиты от них

https://m.edsoo.ru/a196276c

32

Опасности криминального
характера, меры защиты от них

1

33

Действия при пожаре,
обрушении конструкций, угрозе
или совершении
террористического акта

1

34

Действия при пожаре,
обрушении конструкций, угрозе
или совершении
террористического акта

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a2e1b5d5

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5

0

0

11 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Безопасность в природной
среде

1

2

Выживание в автономных
условиях

1

3

Природные чрезвычайные
ситуации. Природные пожары

1

4

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
геологические явления и
процессы: землетрясения,
извержение вулканов,
оползни, сели, камнепады

1

5

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
гидрологические явления и
процессы: наводнения,
паводки, половодья, цунами,
сели, лавины

1

6

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
метеорологические явления и
процессы: ливни, град, мороз,

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

[[Библиотека ЦОК
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4dd59356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d331f5d5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/552ec0cd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/12845814

жара
7

Экологическая грамотность и
разумное
природопользование

1

8

Факторы, влияющие на
здоровье человека. Здоровый
образ жизни

1

9

Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в
борьбе с инфекционными
заболеваниями

1

10

Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в
борьбе с инфекционными
заболеваниями

1

11

Неинфекционные
заболевания. Факторы риска и
меры профилактики. Роль
диспансеризации для
сохранения здоровья

1

12

Психическое здоровье и
психологическое
благополучие

1

13

Первая помощь
пострадавшему

1

14

Первая помощь
пострадавшему

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6beae69f

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cf0d6e0f

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a38c6e17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d4ee0176

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e58b334d

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e58b334d

15

Общение в жизни человека.
Межличностное общение,
общение в группе

1

16

Конфликты и способы их
разрешения

1

17

Конфликты и способы их
разрешения

1

18

Конструктивные и
деструктивные способы
психологического
воздействия

1

19

Конструктивные и
деструктивные способы
психологического
воздействия

1

20

Психологические механизмы
воздействия на большие
группы людей

1

21

Психологические механизмы
воздействия на большие
группы людей

1

22

Безопасность в цифровой
среде

1

23

Опасности, связанные с
использованием
программного обеспечения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b20971f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66f9d2e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66f9d2e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/738187f6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/738187f6

https://m.edsoo.ru/d526ac07]]

24

Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой
среде

1

25

Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой
среде

1

26

Достоверность информации в
цифровой среде

1

27

Достоверность информации в
цифровой среде

1

28

Защита прав в цифровом
пространстве

1

29

Экстремизм и терроризм как
угроза устойчивого развития
общества

1

30

Экстремизм и терроризм как
угроза устойчивого развития
общества

1

31

Правила безопасного
поведения при угрозе и
совершении
террористического акта

1

32

Правила безопасного
поведения при угрозе и
совершении
террористического акта

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3906b95b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3906b95b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/39a257c1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/98341000000

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/98341000000

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc

33

Противодействие
экстремизму и терроризму

1

34

Противодействие
экстремизму и терроризму

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1e56ec00

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1e56ec00

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методические рекомендации для учителей
по использованию
учебников, включённых в федеральный перечень, при реализации
учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
https://uchitel.club/fgos/fgos-obzh.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх

"Календарь питания"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
kp2023.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».