МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края МБОУ СОШ с.Тахта УТВЕРЖДЕНО Директор _____________ Петерс Т.Г. Приказ №10 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективный курс «Право. Основы правовой культуры» для обучающихся 10-11 классов с. Тахта 2023-2024 Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1.1. Личностные и метапредметные результаты (формируются в контексте реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий») I.2.1. Планируемые личностные результаты освоения ООП Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительный образ семьи, создание традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам; выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права; характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства; различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм; оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы; оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации; характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации; осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка; формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком; устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации; называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации; выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации; описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм; характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации; объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации; характеризовать гражданское, , уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права; иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя; иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора; иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности; характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений; раскрывать содержание трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности; различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности; дифференцировать виды административных наказаний; дифференцировать виды преступлений и наказания за них; выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; различать права и обязанности налогоплательщика; анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения; различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами; высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права; различать виды юридических профессий. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: различать предмет и метод правового регулирования; выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права; выявлять особенности референдума; целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора; выявлять способы защиты гражданских прав; разрешать трудовые споры правовыми способами; описывать порядок освобождения от уголовной ответственности; соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение; применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Раздел 2. Содержание учебного предмета 10 класс Основы теории государства и права Происхождение государства и права. Признаки права. Функции права. Система права. Право Древнего мира. Право Европы в Средние века и Новое время. Становление права Нового времени в США. Развитие права в России в IX-начале XIX вв. Российское право в XIX-начале XXвв. Выдающиеся русские мыслители и правоведы XIX-первой половины XXвв. Советское право в 1917-1953гг. Юристы, создатели советского права. Советское право в 1954-1991гг. Понятие, структура и виды правовых норм. Система российского права. Законность и правопорядок. Понятие правосознания. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Правонарушения и юридическая ответственность. Конституционное право Конституция Российской Федерации. Поправки к Конституции РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства. РФ. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Структура судебной власти Российской Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды избирательных систем. Референдум. Система органов местного самоуправления. 11класс Гражданское право Источники гражданского права. Обязательственное право. Понятие обязательства. Сделки. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Право собственности. Завещание. Страхование. Защита прав потребителей. Арбитражный процесс. Суд присяжных. Уголовное процессуальное право Понятие и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки и виды преступлений. Состав преступления. Уголовная ответственность и ее принципы. Освобождение от уголовной ответственности. Наказание и его виды. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Налоговое право Права и обязанности налогоплательщика. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Трудовое право Коллективный и трудовой договор. Оплата труда. Охрана труда. Виды трудовых споров. Ответственность по трудовому праву. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Жилищное право Жилищные правоотношения. Реализация права на жилье. Правовое регулирование в различных сферах общества Правоохранительные органы РФ. Профессиональное юридическое образование. Особенности профессиональной юридической деятельности. Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Основы правовой культуры 10 класс 34 часа Название раздела, темы № п/п Глава 1.История государства и права 1 Происхождение государства и права 2 Право Древнего мира 3 Право Европы в Средние века и Новое время 4 Становление права Нового времени в США 5 Развитие права в России в IX-начале XIX вв. 6 Российское право в XIX-начале XXвв. 7 Выдающиеся русские мыслители и правоведы XIX-первой половины XXвв. 8 Советское право в 1917-1953гг. 9 Юристы, создатели советского права 10 Советское право в 1954-1991гг. 11 Современное российское право 12 Повторительно-обобщающий урок по теме «История государства и права» Глава 2. Конституция Российской Федерации 13 Понятие Конституции и ее виды 14 Основы конституционного строя 15 Поправки к Конституции РФ 16 Повторительно-обобщающий урок по главе 1 17 Права и свободы человека и гражданина 18 Поправки к Конституции РФ 19 Повторительно-обобщающий урок по главе 2 20 Федеративное устройство РФ 21 Поправки к Конституции РФ 22 Повторительно-обобщающий урок по главе 3 23 Президент РФ 24 Поправки к Конституции РФ 25 Повторительно-обобщающий урок по главе 4 26 Федеральное собрание РФ 27 Поправки к Конституции РФ 28 Повторительно-обобщающий урок по главе 5 29 Правительство РФ. 30 Поправки к Конституции РФ 31 Повторительно-обобщающий урок по главе 6 32 Судебная власть и прокуратура. Поправки к Конституции РФ 33 Местное самоуправление 34 Итоговое повторение курса ИТОГО Кол-во часов 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 11 класс 34 часа Название раздела, темы № п/п Глава 1. Основные отрасли российского права. Гражданское право 1 Источники гражданского права 2 Обязательственное право. Понятие обязательства 3 Сделки 4 Гражданско-правовой договор 5 Порядок заключения договора: оферта и акцепт 6 Право собственности 7 Завещание. Страхование 8 Защита прав потребителей 9 Повторительно-обобщающий урок по главе 1 Глава 2. Уголовное право 10 Понятие и источники уголовного права 11 Действие уголовного закона 12 Признаки и виды преступлений 13 Состав преступления 14 Уголовная ответственность и ее принципы 15 Освобождение от уголовной ответственности 16 Наказание и его виды 17 Уголовная ответственность несовершеннолетних 18 Повторительно-обобщающий урок по главе 2 Глава 3. Налоговое право 19 Права и обязанности налогоплательщика 20 Виды налогов 21 Налоговые правонарушения 22 Ответственность за уклонение от уплаты налогов 23 Повторительно-обобщающий урок по главе 3 Глава 4. Трудовое право 24 Коллективный и трудовой договор 25 Оплата труда. Охрана труда. Виды трудовых споров. 26 Ответственность по трудовому праву 27 Повторительно-обобщающий урок по главе 4 Глава 5. Жилищное право 28 Жилищные правоотношения 29 Реализация права на жилье 30 Повторительно-обобщающий урок по главе 5 Глава 6. Правовое регулирование в различных сферах общества 31 Правоохранительные органы РФ 32 Профессиональное юридическое образование. Особенности профессиональной юридической деятельности 33 Итоговое повторение курса 34 Итоговое повторение курса Кол-во часов 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 ИТОГО 1 1 34