Рабочая программа Право. Основы правовой культуры 10-11 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края

Комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района
Хабаровского края
МБОУ СОШ с.Тахта

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_____________ Петерс Т.Г.
Приказ №10
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс
«Право. Основы правовой культуры»
для обучающихся 10-11 классов

с. Тахта 2023-2024

Раздел 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные и метапредметные результаты
(формируются в контексте реализации междисциплинарной программы «Формирование
универсальных учебных действий»)
I.2.1. Планируемые личностные результаты освоения ООП

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод
без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной
организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и

инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние
природных
ресурсов;
умения
и
навыки
разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, создание традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и
формам;
выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;

характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности
правовых норм как вида социальных норм;
оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного
поведения человека, делать соответствующие выводы;
оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие
правопорядка и законности в Российской Федерации;
характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон
государства,
определяющий
государственное
устройство
Российской
Федерации; осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской
Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических
ценностей и правопорядка;
формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи
между государством и человеком;
устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина
Российской Федерации;
называть элементы системы органов государственной власти в Российской
Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального
Собрания Российской Федерации;
выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных
органов в Российской Федерации;
описывать законодательный процесс как целостный государственный
механизм;
характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
характеризовать гражданское, , уголовное, налоговое право как ведущие
отрасли российского права;
иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав
потребителя;
иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности,
различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности
гражданско-правового договора;
иллюстрировать
примерами
привлечение
к
гражданско-правовой
ответственности;
характеризовать трудовые правоотношения и
дифференцировать
участников этих правоотношений;
раскрывать содержание трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и
привлечение к дисциплинарной ответственности;
различать виды административных правонарушений и описывать порядок
привлечения к административной ответственности;
дифференцировать виды административных наказаний;
дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
различать права и обязанности налогоплательщика;
анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство,
грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми
способами;
высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права;
различать виды юридических профессий.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
различать предмет и метод правового регулирования;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской
Федерации и в рамках других отраслей права;
выявлять особенности референдума;
целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
выявлять способы защиты гражданских прав;
разрешать трудовые споры правовыми способами;
описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их
совершение;
применять правовые знания для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Раздел 2.
Содержание учебного предмета
10 класс
Основы теории государства и права
Происхождение государства и права. Признаки права. Функции права. Система права. Право
Древнего мира. Право Европы в Средние века и Новое время. Становление права Нового
времени в США. Развитие права в России в IX-начале XIX вв. Российское право в XIX-начале
XXвв. Выдающиеся русские мыслители и правоведы XIX-первой половины XXвв. Советское
право в 1917-1953гг. Юристы, создатели советского права. Советское право в 1954-1991гг.
Понятие, структура и виды правовых норм. Система российского права. Законность и
правопорядок. Понятие правосознания. Опасность коррупции для гражданина, общества и
государства. Правонарушения и юридическая ответственность.
Конституционное право
Конституция Российской Федерации. Поправки к Конституции РФ. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства. РФ.
Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства.
Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации.
Федеральное собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.
Структура судебной власти Российской Федерации. Избирательное право и избирательный
процесс в Российской Федерации. Виды избирательных систем. Референдум. Система органов
местного самоуправления.
11класс
Гражданское право
Источники гражданского права. Обязательственное право. Понятие обязательства. Сделки.
Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Право

собственности. Завещание. Страхование. Защита прав потребителей. Арбитражный процесс.
Суд присяжных.
Уголовное процессуальное право
Понятие и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки и виды преступлений.

Состав преступления. Уголовная ответственность и ее принципы. Освобождение от
уголовной ответственности. Наказание и его виды. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне.
Налоговое право
Права и обязанности налогоплательщика. Виды налогов. Налоговые правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Трудовое право
Коллективный и трудовой договор. Оплата труда. Охрана труда. Виды трудовых споров.
Ответственность по трудовому праву. Особенности правового регулирования труда
несовершеннолетних.
Жилищное право
Жилищные правоотношения. Реализация права на жилье.

Правовое регулирование в различных сферах общества
Правоохранительные органы РФ. Профессиональное юридическое образование. Особенности
профессиональной юридической деятельности.

Раздел 3.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Основы правовой культуры
10 класс
34 часа
Название раздела, темы

№
п/п
Глава 1.История государства и права
1 Происхождение государства и права
2 Право Древнего мира
3 Право Европы в Средние века и Новое время
4 Становление права Нового времени в США
5 Развитие права в России в IX-начале XIX вв.
6 Российское право в XIX-начале XXвв.
7 Выдающиеся русские мыслители и правоведы XIX-первой половины XXвв.
8 Советское право в 1917-1953гг.
9 Юристы, создатели советского права
10 Советское право в 1954-1991гг.
11 Современное российское право
12 Повторительно-обобщающий урок по теме «История государства и права»
Глава 2. Конституция Российской Федерации
13 Понятие Конституции и ее виды
14 Основы конституционного строя
15 Поправки к Конституции РФ
16 Повторительно-обобщающий урок по главе 1
17 Права и свободы человека и гражданина
18 Поправки к Конституции РФ
19 Повторительно-обобщающий урок по главе 2
20 Федеративное устройство РФ
21 Поправки к Конституции РФ
22 Повторительно-обобщающий урок по главе 3
23 Президент РФ
24 Поправки к Конституции РФ
25 Повторительно-обобщающий урок по главе 4
26 Федеральное собрание РФ
27 Поправки к Конституции РФ
28 Повторительно-обобщающий урок по главе 5
29 Правительство РФ.
30 Поправки к Конституции РФ
31 Повторительно-обобщающий урок по главе 6
32 Судебная власть и прокуратура. Поправки к Конституции РФ
33 Местное самоуправление
34 Итоговое повторение курса
ИТОГО

Кол-во
часов
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

11 класс
34 часа
Название раздела, темы

№
п/п
Глава 1. Основные отрасли российского права. Гражданское право
1 Источники гражданского права
2 Обязательственное право. Понятие обязательства
3 Сделки
4 Гражданско-правовой договор
5 Порядок заключения договора: оферта и акцепт
6 Право собственности
7 Завещание. Страхование
8 Защита прав потребителей
9 Повторительно-обобщающий урок по главе 1
Глава 2. Уголовное право
10 Понятие и источники уголовного права
11 Действие уголовного закона
12 Признаки и виды преступлений
13 Состав преступления
14 Уголовная ответственность и ее принципы
15 Освобождение от уголовной ответственности
16 Наказание и его виды
17 Уголовная ответственность несовершеннолетних
18 Повторительно-обобщающий урок по главе 2
Глава 3. Налоговое право
19 Права и обязанности налогоплательщика
20 Виды налогов
21 Налоговые правонарушения
22 Ответственность за уклонение от уплаты налогов
23 Повторительно-обобщающий урок по главе 3
Глава 4. Трудовое право
24 Коллективный и трудовой договор
25 Оплата труда. Охрана труда. Виды трудовых споров.
26 Ответственность по трудовому праву
27 Повторительно-обобщающий урок по главе 4
Глава 5. Жилищное право
28 Жилищные правоотношения
29 Реализация права на жилье
30 Повторительно-обобщающий урок по главе 5
Глава 6. Правовое регулирование в различных сферах общества
31 Правоохранительные органы РФ
32 Профессиональное юридическое образование. Особенности
профессиональной юридической деятельности
33 Итоговое повторение курса
34 Итоговое повторение курса

Кол-во
часов
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1

ИТОГО

1
1
34


Наверх

"Календарь питания"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
kp2023.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».