Рабочая программа Функциональная грамотность10-11 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края

Комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района
Хабаровского края
МБОУ СОШ с.Тахта

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_____________ Петерс Т.Г.
Приказ №10
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс
«Основы функциональной грамотности»
для обучающихся 10-11 классов

с. Тахта 2023-2024

Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса по основам функциональной грамотности
составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273 ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (далее ФГОС СОО);
- Постановления главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
- Основной образовательной программы среднего общего образования (по ФГОС
СОО) учреждения.
Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с
учебным планом в 10 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа); в 11 классе
отводится 1 час в неделю (всего -34 часа).

Планируемые результаты освоения элективного курса
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных
ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания.
Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и
используются для решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
• способность находить и извлекать информацию из разных текстов
• способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
• анализ и интеграция информации, полученной из текста;
• учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно
важной ситуации;
• умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного
содержания;
• умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
• умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о
личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в
различном контексте в рамках метапредметного содержания;
• умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и
предлагать пути решения. Личностные результаты:
• умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
• формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
• умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей;
• способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции
норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Система оценки планируемых результатов
Система оценки элективного курса обучающихся носит комплексный подход и
предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку
эффективности.

Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в
рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в
форме творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках элективного курса не проводится.
Результативность освоения программы элективного курса определяется на основе
участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ,
представления «Портфолио».
Содержание элективного курса, 10 класс
Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель
трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски
предпринимательства.
Бизнесинкубатор.
Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес
подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и
риски, связанные с ними.
Определение
основной
темы
и
идеи
в
драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации. Сопоставление содержания
текстов официально – делового стиля. Деловые
ситуации в текстах. Применение информации из
текста в измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным
текстом: формы, анкеты, договоры.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль
«Основы
читательской
грамотности»

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем. Применение формул в
повседневной жизни. Формулировка ситуации на
языке математики. Применение математических
понятий, фактов. Интерпретация, использование и
оценивание математических результатов.
Модуль
Применение естественнонаучных знаний для
«Основы
объяснения различных явлений. Распознавание,
естественнонаучной использование и создание объяснительных моделей
грамотности»
и представлений. Научное обоснование прогнозов о
протекании процесса или явления. Объяснение
принципа действия технического устройства или
технологии.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Тематическое планирование, 10 класс
№
п/п

Кол-во
Название темы

Теор

Практ

Часов

По плану фактич

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10
11
12
13
14
15
16

Потребление или инвестиции?
1
Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
1
капитал?
Модель трех капиталов.
1
Риски предпринимательства.
1
Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.
1
Государство и малый бизнес.
1
Бизнес
подростков
и
идеи.
1
Молодые предприниматели.
Кредит и депозит.
1
Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с
1
ними.
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Применение информации из текста в измененной
ситуации.
Типы текстов: текст- инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы).
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на
грамотность.
Информационные задачи.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

1

1

1
1
1

Дата

1
1
1

17

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
1
договоры.
Модуль «Основы математической грамотности»

1

18-19 Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
2
или круговой, схем.
20-21 Применение формул в повседневной жизни.
2
22-23 Формулировка ситуации на языке математики.
2
24-25 Применение математических понятий, фактов.
2
26-27 Интерпретация, использование и оценивание
2
математических результатов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

28-29 Применение естественнонаучных знаний для
объяснения различных явлений.
использование
и
создание
30-31 Распознавание,
объяснительных моделей и представлений.
32-33 Научное
обоснование прогнозов
о
протекании процесса или явления.
34
Объяснение принципа действия технического
устройства или технологии.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

Содержание элективного курса, 11 класс
Название раздела

Содержание

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность. Откуда берутся
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего это зависит?

Форма организации

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, платформе РЭШ.
проценты, прибыль, дивиденды. Социальные Видео-лекции,
выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? мастер-классы,
Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные семинары,
«Финансовая
деньги.
грамотность»

Модуль
«Основы
читательской
грамотности»

Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации. Сопоставление содержания
текстов научного стиля. Образовательные ситуации
в
текстах.
Критическая
оценка
степени
достоверности, содержащейся в тексте информации.
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование). Составление плана на основе
исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом. Составные тексты.
Модуль «Основы
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
математической
температура, расстояние. Вычисление величины,
грамотности»
применение пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем. Текстовые задачи,
решаемые арифметическим способом: части,
проценты,
пропорция,
движение,
работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с
помощью таблиц. Графы и их применение в
решении задач.
Модуль
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
«Основы
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
естественнонаучной Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые
грамотности»
явления. Тепловое расширение тел. Использование
явления теплового расширения для измерения
температуры. Плавление и отвердевание. Испарение
и конденсация. Кипение. Представления о
Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной
системы. Царства живой природы.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Тематическое планирование, 11 класс
№
п/п

Название темы

Колво

Теорет Практи
.
ч

По
плану

Часов
Модуль «Основы финансовой грамотности»
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее.
Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Личные деньги.
Мир профессий и для чего нужно учиться?

Дата

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

фактич

10
11
12
13

14
15
16
17
18
19-20

21-22

23-24
25-26
27
28
29
30
31

32
33
34

Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на
1
текст и внетекстовые знания.
Электронный текст как источник информации.
1
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
1
Образовательные ситуации в текстах. Критическая
1
оценка степени достоверности, содержащейся в
тексте информации.
1
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
1
Типы задач на грамотность. Аналитические
1
(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
1
Модуль «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
2
температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций
2
прямо пропорциональных отношений для решения
проблем.
Текстовые
задачи,
решаемые
2
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа
Инварианты: задачи на
четность
2
(чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
2
Графы и их применение в решении задач.
1
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
1
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
1
Атомы и молекулы. Модели атома.
1
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
1
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
Плавление
и
отвердевание. Испарение
1
и конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
1
Модель солнечной системы.
Царства живой природы.
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Печатные пособия для учителя:

-

Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность.

Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
-

Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность.

Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
-

Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность.

Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
-

Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная

грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021
. Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный
ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с колонками и
доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
-

Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/

-

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


Наверх

"Календарь питания"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
kp2023.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».