Мир театра . Путешествие в страну сказок 4 кл

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа с. Тахта
«УТВЕРЖДЕНО»
Директором МБОУ СОШ
Петерс Т.Г.
Приказ № 10

от « 30» августа 2023 года

Программа курса внеурочной деятельности
«МИР ТЕАТРА.ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»
Возраст детей 9-10 лет
Срок реализации 1 год
2023 – 2024 учебный год

с. Тахта

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования в полной мере.
Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО п. 19.5), 1
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких актеров и зрителей целым комплексом художественных средств. В
спектаклях разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ – актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и
музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по
умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.
Внеурочная деятельность организуется по общекультурному направлению развития личности.
Программа курсов внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» , «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» и иных нормативных правовых документов.
Целью программы внеурочной является целостное эстетическое формирование личности, ее интеллектуально-художественного и
творческого потенциала.
Основными задачами программы являются:
Образовательные:
1. Знакомство детей с различными видами театра. с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального
искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Учить детей писать сценарии на основе чтения, анализа и осмысления художественного произведения.
1

Методические рекомендации Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017

2

Развивающие:
4. Развитие основных психических процессов и качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения,
коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения;
5. Развитие выразительности речи посредством
вербальных (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и
невербальных (мимика, жесты, поза) средств выразительности.
6. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального
поведения в заданных условиях.
7. Развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Воспитательные:
8. Воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом,
необходимыми знаниями, собственным мнением.
9. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
10. Воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, подгрупповые.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать мастер-классы, ролевые игры,
тренинги, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, актёрский тренинг, ритмопластику, театральные игры и упражнения,
беседа, изучение основ сценического мастерства, экскурсия в театр, виртуальные экскурсии, мастерская образа. Иллюстрирование, работа
над оформлением спектакля, изготовление костюмов, декораций, кукол, просмотр спектаклей в театрах города и в записи, инсценировка
прочитанного произведения, работа в малых группах по подготовке и анализу произведения, сочинение сценария, репетиции спектакля,
выступление.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отличительными особенностями и новизной программы является работа над постановкой спектакля строится так, чтобы
максимально привлечь ребенка к процессу постановке спектакля через анализ и осмысление текста сказки, поиска необходимой информации
3

для выбора декораций и элементов костюма и психо-коррекционных игр, и этюдов для правильного описания чувств, эмоций и поступков
героев.

Актуальность программы. Современная театральная педагогика комплексно подходит к тренировке всего спектра сенсорных
способностей детей, одновременно идет наработка компетентности в создании лада межличностного общения, расширяется сфера
самостоятельной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и, что важно, естественные условия для процесса ученияобщения. Приемы театральной педагогики решают не только специальные учебные проблемы театрального образования, но и позволяют с
успехом применять их и при решении общеобразовательных задач2.
Интегрирование предметов художественно-эстетического цикла в театральной деятельности имеет своей целью развитие
полихудожественных творческих возможностей ребенка и способности сопоставлять, осмысливать взаимосвязи всех явлений окружающего
мира, природы, предметного окружения, явлений культуры, науки, традиций, истории и т.д.
Постановки доставляют радость от творчества, приносят удовольствие. Повышается авторитет учителя. Отношения между учителем и
учениками становятся более тесными и доверительными. Усиливается взаимопонимание с родителями, которые оказывают помощь в
организации постановок (костюмы, сценарии и декорации), принимают сами в них участие.
Описание места курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе образовательной организации. Данный
курс входит в число программ внеурочной деятельности по общекультурному направлению и интегрирован с предметами инвариантной
части учебного плана «литературное чтение», «окружающий мир», «искусство – изобразительное искусство», «технология» и планом
воспитательной работы.
Курс рассчитан на 1 год обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 34 часа в год. Продолжительность одного занятия- 40 минут.
Итогом курса «Сказка за сказкой» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей,
приобретение опыта выступать в роли сценариста, режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Оценочные материалы.
Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС. Мониторинг образовательных результатов внеурочной деятельности учащимися проводится по
2

.А.Гребенкин. Театральная педагогика вчера и сегодня. http://theater111.ru/science03.php
4

педагогической диагностики театрализованной деятельности.3 Диагностика уровней умений и навыков учащихся по театрализованной
деятельности проводится на основе творческих заданий и наблюдений педагога в процессе театрализованной деятельности по 5 критериям:
1) основы театральной культуры, 2) речевая культура, 3) эмоционально-образное развитие, 4) основы изобразительно-оформительской
деятельности, 5) основы коллективной творческой деятельности. Также используется такая форму учета как «портфолио» (дневник личных
достижений).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.

Актерский тренинг. (Театральная игра.)
(Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к
воображению».)
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до
азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Он состоит из трех фаз:
I фаза - снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих и социометрическое
значение (кого выбрать в напарники и т. п.);
II фаза - пантомима (поведение в ситуации, когда в окно. влезает вор; боязнь запачкаться и т. п.);
III фаза - заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и
танцы).
2. Основы театральной культуры. (В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.)
Данный раздел предполагает теоретические занятия в форме бесед с использованием интерактивного оборудования. Проводятся
виртуальные экскурсии по театру и музеям театрального искусства 4.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и
жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей
3
4

На основе педагогической диагностики театрализованной деятельности Т. С. Комаровой (см. приложение).
См. Приложение.

5

3. Основы актёрского мастерства. (Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма.

Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.)
Проиграв этюд-эксперимент, ученики, практически побывают в исследуемой ситуации и проверят на своем жизненно-игровом опыте
предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации. Причем учебно-познавательные этюды могут
конструироваться как полностью воссоздающие необходимую ситуацию, так и ситуации подобные, аналогичные по сути, но различные по
форме, что может быть более близко и знакомо ученикам. Этюдный метод, как метод исследования ситуации или определенного
содержания, предполагает постановку проблемы и задачи по ее решению, создание перечня игровых конфликтных правил поведения (что
можно и что нельзя), которые создают игровую проблемную ситуацию, этюда-эксперимента и его анализа. В данном случае главным этапом
является именно анализ. Совершенно не важно, как сыграли ученики-исполнители с точки зрения актерской техники правдоподобия (они,
конечно же, все изображают или иллюстрируют), важно, что увидели в этом ученики-наблюдатели. Рефлексия в данном случае понимается
как взаимное отображение субъектов и их деятельности трем позициям:
-исполнитель, каким он видит самого себя, и то, что он сделал;
-исполнитель и то, что он выполнил, как это видится наблюдателям;
-и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта.5
4. Просмотр спектаклей. (Просмотр спектаклей в поселении с. Тахта( школа, д/сад , дом культуры )Просмотры видеозаписей
спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.)
Важной формой занятий являются экскурсии в театр: просмотр видео и призентаций, где дети напрямую знакомятся с процессом
подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие
виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
5. Наш театр. Работа над спектаклем. (Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках
литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.)
Интересная работа проводится по анализу текста. Её можно построить в виде волшебной книги сценариста. (см Приложение
«Волшебная книга сценариста»)
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта
работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях
деятельности.

5

А.Гребенкин. Театральная педагогика вчера и сегодня

6

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАД СПЕКТАКЛЕМ
Создание спектакля с детьми начальной школы – очень увлекательное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в
процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.
1. Выбор произведения для инсценировки и обсуждение его с детьми.
Выбор жанра сказки в данном случае не случаен. Этот жанр очень понятен и доступен детскому пониманию. А «волшебство», которое ты
сможешь показать на сцене, мотивирует к творчеству. Выбирая народные сказки и авторские сказки русских и зарубежных пастелей, педагог
может провести беседы о жизни и быте людей много лет назад, о том во что они одевались, чем питались. какие обычаи соблюдали, как
общались между собой. Выбор сказок и произведений зарубежных авторов также требуют предварительной работы: рассказ взрослого,
художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений. Эта работа расширяет кругозор ребенка, активизирует его
познавательный интерес.
2. Деление произведения на эпизоды и анализ их детьми.
На данном этапе работы педагогу поможет игровой прием «Волшебная книга сценариста».
Учащиеся совместно с педагогом рассуждают над сюжетом и героями, отвечая на вопросы «Волшебной книги». Составляют план сказки.
Пишут мини сочинения – рассуждения по прочитанному.
3. Работа над эпизодами. Обсуждение и написание диалогов и ремарок. Обсуждение и выбор необходимых декораций.
На данном этапе учащиеся совместно с педагогами рассуждают над образами героев, пишут сочинения – описания. На основе анализа
характеров героев и их поступков, учащиеся в малых группах сочиняют возможные слова, которые герои произносят в тех или иных
обстоятельствах, или берут слова героев из самой сказки, уточняют предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных
персонажей. К полученным диалогам и сюжету каждого эпизода, дети рисуют иллюстрации.
4. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Работа над выразительностью речи и подлинности
поведения в сценических условиях закрепления отдельных мизансцен
5. Создание эскизов декораций и костюмов совместно с детьми.
6. Репетиции всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпо – ритма спектакля. Назначение
ответственных за смену декораций и реквизита, изготовление афиши.
7. Премьера спектакля. Обсуждение выступления со зрителями и детьми.
8. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 класс (34 часа)
№ п/п

1-2

3
4-5
6
7

8-9
10-11

Тема

Раздел «Театр»
Театральные профессии.
Бутафор. Реквизитор. Художникдекоратор.
Древнегреческий театр. Театр
под крышей.
Современный театр.
Театральный билет.
Драматический театр

Музыкальный театр. Цирк.
Музыкальное сопровождение.
Звуки и шумы.

Формы работы

Количество часов
Всего
Теория Прак
тика
11

5

6

беседа

2

1

1

беседа

1

1

–

игры – миниатюры
иллюстрирование
Использование
мультимедийного
оборудования для
сценических эффектов.
просмотр видеофильма
прослушивание
музыкальных
произведений

2
1
1

1
–
-

1
1
1

2
2

1
1

1
1

8

12-14
15-17

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

6

–

6

Просмотр спектаклей в театрах
города.
Беседа после просмотра
спектакля. Иллюстрирование.

3

–

3

3

–

3

3

1

2

3
14

1
–

2
14

Экскурсия. Виртуальные
экскурсии
беседа
иллюстрирование

Основы актёрского мастерства
18-20-

Театральный этюд.

актёрский тренинг
Наш театр

21-27

28-34

Работа над сценарием по сказкам
Г.Х. Андерсена.

Чтение и выбор сказок.
Обсуждение. Анализ.
Работа над текстом.
Характеристика героев.
Игровые упражнения.
Анализ реплик. Анализ
поступков. Написание
элементов сценария.
Работа над спектаклем по сказкам инсценировки
Г.Х. Андерсена. Репетиции.
мастерская костюма,
Показ спектакля.
декораций. выступление
Итого

7

7

7

–

7

34

6

28

ЛИТЕРАТУРА
1. Алябьева Е.А Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера,
2003. - 88 с. 15ВИ 5-89144-334-1
9

2. А.Гребенкин. Театральная педагогика вчера и сегодня. http://theater111.ru/science03.php
3. Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением [ Текст ] С.Л. Соловейчик// 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 С.
4. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный
театр».
5. youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
6. http://www.kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы.
7. http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.
8. Журнал завуч начальной школы. №1, 2006, стр. 77- 82
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования”

10. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с: ил. -ISBN 5-09006683-3

10

Приложение 1
Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС. Мониторинг образовательных результатов внеурочной деятельности учащимися проводится по
педагогической диагностики театрализованной деятельности.6
Диагностика уровней умений и навыков учащихся по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий и
наблюдений педагога в процессе театрализованной деятельности по 5 критериям:
1) основы театральной культуры,
2) речевая культура,
3) эмоционально-образное развитие,
4) основы изобразительно-оформительской деятельности,
5) основы коллективной творческой деятельности.
Также используется такая форму учета как «портфолио» (дневник личных достижений).

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности
(Т.С. Комарова)
1. Основы театральной культуры

6

На основе педагогической диагностики театрализованной деятельности Т. С. Комаровой (см. приложение).

11

Высокий уровень:

Средний уровень:

Низкий уровень:

3 балла

2 балла

1 балл

1. Проявляет устойчивый интерес к

Интересуется театральной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной

театральному искусству и

деятельности. Знает правила поведения в

театрализованной деятельности. Знает

театре

правила поведения в театре
2. Называет различные виды театра, знает из
различия может охарактеризовать

Использует свои знания в театрализованной

Затрудняется назвать различные виды

деятельности

театра

Понимает главную идею литературного

Понимает содержание произведения

театральные профессии
2. Речевая культура
1. Понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание

произведения

2. Дает подробные словесные характеристики Дает словесные характеристики главных и
главных и второстепенных героев

второстепенных героев

Различает главных и второстепенных
героев

12

3. Творчески интерпретирует единицы
сюжета на основе литературного

Выделяет и может охарактеризовать единицы

Затрудняется выделить единицы сюжета

сюжета

произведения
4. Умеет пересказывать произведение от

В пересказе использует средства языковой

Пересказывает произведение с помощью

разных лиц, используя языковые и

выразительности (эпитеты, сравнения,

педагога

интонационно-образные средства

образные выражения)

выразительности речи
3. Эмоционально-образное развитие
1.

Творчески применяет в спектаклях и
инсценировках знания о различных
эмоциональных состояниях и характере
героев, использует различные средства

Владеет знаниями о различных эмоциональных

Различает эмоциональные состояния и их

состояниях и может их продемонстрировать,

характеристики, но затруднятся их

используя мимику, жест, позу, движение,

продемонстрировать средствами мимики,

требуется помощь выразительности

жеста, движения

4. Основы изобразительно-оформительской деятельности
1. Самостоятельно создает эскизы к
основным действиям спектакля, эскизы

Создает эскизы декораций, персонажей и

Создает рисунки на основные действия

основных действий спектакля

спектакля

персонажей и декораций с учетом
13

материала, из которого их будут
изготовлять
2. Проявляет фантазию в изготовлении

Создает по эскизу или словесной

Затрудняется в изготовлении декораций

декораций и персонажей к спектаклям для

характеристике-инструкции декорации из

из различных материалов

различных видов театра (кукольного,

различных материалов

настольного, теневого, на фланелеграфе)
5. Основы коллективной творческой деятельности
1. Проявляет инициативу, согласованность

Проявляет инициативу и согласованность

Не проявляет инициативы, пассивен на

действий с партнерами, творческую

действий с партнерами в планировании

всех этапах работы над спектаклем

активность на всех этапах работы над

коллективной деятельности

спектаклем
2.

Осознает важность соблюдения правил
речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных
взаимоотношений;
Адекватно и корректно оценивает свои и
чужие высказывания с точки зрения их
эффективности, соответствия речевой роли
в данной ситуации;

Осознает важность соблюдения правил
речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных
взаимоотношений;

Не осознает важность соблюдения правил
речевого этикета для успешного
общения, установления добрых,
уважительных взаимоотношений;

14

15


Наверх

"Календарь питания"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
kp2023.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».