мир профессий 4 кл

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное
средняя общеобразовательная школа с. Тахта

учреждение

« УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ СОШ с.Тахта
Петерс Т.Г.
Приказ № 10 от « 30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир профессий»
2023 – 2024 учебный год
4 класс

с.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мир професий» разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС, на основе основной
общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ « СОШ с.ТАХТА», учебного плана МБОУ СОШ с.Тахта«. УМК под редакцией Журкова,
А.Я.Чистякова, С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах : учеб, пособие / А.Я. Журкова, С.Н.
Чистякова. –М,: ВАКО, 2015.- 105с. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва
«Просвещение».2014.-211с.
Программа внеурочной деятельности обеспечивает знакомство с разнообразием профессий на уровне основного общего образования, обеспечивает условия для
исследования способностей обучающихся применительно к рассматриваемой профессии, расширяет представления учащихся о социо-культурных особенностях и
значении для общества профессий человека.
Направление программы внеурочной деятельности: социальное. Программа рассчитана на возраст детей 9-10 лет. Программа реализуется в 32 учебных часа, 1 час в
неделю согласно учебного графика МБОУ СОШ с.Тахта» на 2023-2024 учебный год.
Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий,
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.
Цель программы - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания
максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
 познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
 развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у школьников;
 содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;
 формировать положительное отношение к труду и людям труда.
Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного края и их особенностях.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор,
представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена таким образом, что
представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится
заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Мероприятия позволят расширить знания школьников о профессиях , которые актуальны сегодня в
регионе.
Особенности реализации программы:
 Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
курса.
 В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
 Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
 Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, родителями, администрацией.
Основные принципы реализации программы:
 принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
 принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
 научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
 систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
с.






принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип практической направленности;
принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся.
Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки, видеосъемки.
Формы проведения занятий:
 экскурсии
 беседа
 практическая работа
 наблюдение
 встреча с представителями профессии
 коллективные и индивидуальные исследования
 подготовка (обучение) к проекту, представление проекта
 самостоятельная работа
 защита исследовательских работ
 консультация
 выставка
Технологии, методики: поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технология педагогических мастерских, здоровье сберегающие
технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, исследование, проблемно-поисковые.
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:
 когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;
 мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
 поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
 Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
с.






Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Критерии успешности прохождения программы
 Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и
подобрать задания для проверки этих способностей.
 Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые
необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
 Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Формы контроля
 Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
 По итогам курса обучающиеся выполняют проектную работу - по теме по выбору: «Кем и каким я хочу стать». «Какие бывают профессии», «Профессии, без
которых не обойтись», «Служить Родине - професиия», «От увлечения к професии».
Реализация программы внеурочной деятельности подразумевает социальное партнёрство:
 проведение совместных мероприятий профориентационной направленности с детской библиотекой.
 взаимодействие с организациями села с целью проведения экскурсий;
 профориентационные акции и встречи с работниками, служащими, ветеранами труда, студентами. волонтерами.
Содержание тем программы
Название
темы

Основное содержание
темы, термины и понятия

Формы
организации
учебных занятий,
Методы, средства,
используемые на
уроке.

Основные виды учебной
деятельности

Фронтальная
беседа.
Проблемная
ситуация.
Дискуссия.
Презентация
Поисковый метод.

познавательная
деятельность;
обучение проблемноценностной дискуссии;
отбор и сравнение материала
по нескольким источникам;
работа с дополнительной

Ведение в
курс
Введение в
мир
профессий

Понятия: труд, профессия,
ремесла, плотник, столяр,
профессия – работа, мастер
своего дела.
Рассмотреть следующий
материал:
Откуда взялись ремесла. Почему

с.

человек трудится? Что человек
может сделать своими руками, а
что доверить мастеру?
Может ли человек обеспечить
себя всем необходимым сам?

Из истории
профессий

Специализация труда.
Какие профессии ты знаешь?
Зачем нужны заводы, фабрики,
комбинаты? Почему нужна
специальная организация труда?
Произведение Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла?»
Произведение В. Маяковского
«Кем быть?».
Проблемная ситуация: почему
исчезают профессии?
Забытые профессии: глашатаи,
тапер, шарманщик, продавец
пиявок, водонос, развозчик льда,
машинистка, телефонистка,
извозчик и мн.др.
О профессиях , которые
устарели, утратили свою
необходимость.

литературой;
анализ проблемных
ситуаций.
Преобразование личного
опыта и имеющихся знаний
в информационный
материал, оформление,
подтверждение.

Фронтальная
беседа.
Поисковая работа
в группах.
Викторинасоревнование в
группах.
Инструкция для
подготовки минипроекта в группах,
разработка
опорного плана,
требования к
оформлению

обучение проблемноценностной дискуссии;
Просмотр и обсуждение
учебных фильмов,
презентаций, роликов.
Поиск информации в
интернете, справочниках,
доп. литературе.

Экскурсия
Викторина.
Игра.
Инструкция для
подготовки мини-

Инструкция для подготовки
мини-проекта в группах,
разработка опорного плана,
требования к оформлению

Разнообраз
ие мира
профессий
Медицинск
ие
профессии

У истоков медицины, или Клятва
Гиппократа.
Люди в белых халатах.
Разнообразие медицинских
специальностей.

с.

Профессии
сельской
местности.

Больница, поликлиника, ФАП,
станция скорой помощи, аптека.
Спец машины, спец техника.
Почему в медицине нужен
инженер?
Главные помощники врача:
медицинская сестра, лаборант,
санитар.
Профессия фармацевт.
Где можно получить такую
профессию?
Профессия фермер.
Профессия агроном.
Профессии животновод,
пчеловод, ветеринар.
Профессия милиоратор.
Специальная техника в
профессии.
Где можно получить такую
профессию?

Профессии, Лесничество. Зоологи.
связанные с Орнитологи. Геологи. Биологи.
природой
Другие.

Мир
юридическ

Профессии адвокат, прокурор.
Профессии юрист, нотариус.

проекта в группах,
разработка
опорного плана,
требования к
оформлению.
Интервью у
родителей,
родственников,
знакомых,
связанных с этой
профессией.
Работа в группах
Экскурсия
Викторина
Игра.
Проект.
Интервью у
родителей,
родственников,
знакомых,
связанных с этой
профессией.
Оформление.
Работа в группах
Экскурсия
Викторина
Игра.
Проект.
Интервью у
родителей,
родственников,
знакомых,
связанных с этой
профессией.
Оформление.
Работа в группах
Экскурсия
с.

Собирать и оформлять
информацию.
Учебный проект.
Сбор и анализ информации.
Учимся брать интервью.

Встречи с людьми разных
профессий
Собирать и оформлять
информацию.
Учимся брать интервью и
оформлять материал.

Встречи с людьми разных
профессий
Собирать и оформлять
информацию.
Учимся брать интервью и
оформлять материал.

Поисковая работа с текстом.
Собирать и оформлять

их
профессий

Где можно получить такую
профессию?

Социальны
е
профессии

Профессии: воспитатель,
учитель, тренер, психолог,
социальный педагог, логопед,
журналист.
Где можно получить такую
профессию?
Профессии: художник, поэт,
дизайнер, флорист
Профессии: композитор,
музыкант, актер. режиссер.
Где можно получить такую
профессию?

Творческие
профессии

Кто
находится
на службе.

Профессии,
которые
обеспечивают
порядок,
безопасность, защиту населения
(военные, полиция, пожарные,
МЧС служба).
Специальная техника (связанные
с ней профессии).
Где можно получить такую
профессию?
Профессии, Летчик, водитель
транспорта,
связанные с водитель
пассажирского
техникой и транспорта, машинист, капитан
транспорто морского суда и др.
м.
Произведения художественной
литературы на тему.
Где можно получить такую
профессию?
Профессии Почему возникла сфера услуг?
сферы
Почему говорят «золотые руки»?
услуг
Профессии:
парикмахер,

Викторина
Круглый стол.
Презентация
Работа в группах
Экскурсия
Викторина
Круглый стол.
Презентация
Работа в группах.
Экскурсия
Викторина.
Фотоколлаж.

Работа в группах.
Возможна
экскурсия
Викторина.
Фотоколлаж.

Работа в группах.
Решение
проблемной
ситуации.
Фотоколлаж.
Ролевая
познавательная
игра.
Решение
проблемной
ситуации
с.

информацию.
Учимся брать интервью и
оформлять материал.
Встречи с людьми разных
профессий
Собирать и оформлять
информацию.
Учимся брать интервью и
оформлять материал.
Поиск информации в
Интернете, справочниках,
доп.литературе.
Учимся собирать
информацию и оформлять
результат.
Интервью у представителей
профессии.
Поиск информации в
Интернете, справочниках,
доп.литературе.
Учимся собирать
информацию и оформлять
результат.
Интервью у представителей
профессии.
обучение проблемноценностной дискуссии;
Просмотр и обсуждение
учебных фильмов,
презентаций, роликов.
Учимся собирать
информацию и оформлять
результат.
Просмотр и обсуждение
учебных фильмов,
презентаций, роликов.

продавец, мастер по ремонту
(авто, бытовой техники и т.д.),
другие профессии этой сферы.
Пословицы и поговорки на тему
труда, мастерство, трудолюбие.
Где можно получить такую
профессию?
Итоговые
занятия
Проектные Представление мини-проектов.
выступлени Выступление учащихся.
я
Выставка коллажей.
Создание
папки
«Ярмарка
профессий».
УрокВикторина «Мир профессий»
викторина

№
урока
в/д

Играинсценировка.
Фотоколлажи.
Интервью с
представителями
профессии, запись
видео.
Возможна
экскурсия.

Учимся собирать
информацию и оформлять
результат (проект).

Формирование
умения
публичного
выступления.

Презентация проектов.
Выставка.

Викторина.
Работа в командах.

Командная работа

Календарно-тематическое планирование
Название темы
Формы организации
занятия внеурочной
деятельности

Количе
ство
часов

Дата проведения
План

1

2
3
4

Раздел 1. Введение в курс
Введение в мир профессий
Урок-дискуссия.
Проблемно-поисковая
ситуация.
Введение в мир профессий
Урок-игра.
Из истории профессий
Проблемнопознавательный урок.
Из истории профессий
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
с.

1

1
1
1

фактич
ески

5

6
7
8

9

10
11
12

13
14

15

16
17
18

19
20

Раздел 2. Разнообразие мира профессий
Медицинские профессии
Проблемно-ценностная
дискуссия с участием
внешних экспертов
Медицинские профессии
Урок-экскурсия
Медицинские профессии
Урок-игра
Медицинские профессии
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Профессии сельской
Проблемно-ценностная
местности
дискуссия с участием
внешних экспертов
Профессии сельской
Урок-экскурсия
местности
Профессии сельской
КТД (коллективноместности
творческое дело)
Профессии сельской
Урок-викторина.
местности
Обучение проектной
деятельности
Профессии, связанные с
Проблемно-ценностная
природой
дискуссия
Профессии, связанные с
Урок-викторина.
природой
Обучение проектной
деятельности
Мир юридических профессий
Проблемно-ценностная
дискуссия с участием
внешних экспертов
Мир юридических профессий
Урок-экскурсия
Мир юридических профессий
Сюжетно ролевая
продуктивная игра
Мир юридических профессий
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Социальные профессии
Проблемнопознавательный урок
Социальные профессии
Урок-викторина.
Обучение проектной
с.

1

1
1
1

1

1
1
1

1
1

1

1
1
1

1
1

деятельности
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Урок-экскурсия
Проблемнопознавательный урок
Урок-экскурсия
Урок-игра
Проблемнопознавательный урок
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Урок-экскурсия
Проблемнопознавательный урок
Урок-экскурсия

21

Социальные профессии

22
23

Социальные профессии
Творческие профессии

24
25
26

Творческие профессии
Творческие профессии
Кто находится на службе

27

Кто находится на службе

28
29

Кто находится на службе
Профессии, связанные с
техникой
Профессии, связанные с
техникой
Раздел 3. Итоговые занятия
Проектные выступления
Урок-конференция
Урок-викторина
Интеллектуальный
марафон
Командная работа.
Подведение итогов
Всего 32 ч.

30

31
32

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

Источники информации и средства обучения
1.
Журкова, А.Я.Чистякова, С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах : учеб, пособие / А.Я.
Журкова, С.Н. Чистякова. –М,: ВАКО, 2015.- 105с
2.
Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение».2014.-211с.
3.
Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 2010.
4.
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: «Знание», 2001.
5.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: «Инноватор», 1997.
6.
Горбунова М.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009
7.
Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013.
с.

8.

Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
Интернет-ресурсы:

https://school-science.ru/1/8/28647 - разнообразный мир профессий
http://postupi.info/city/76/prof- список профессий
https://nauka.boltai.com/topics/13-ischeznuvshih-professij/ - 13 исчезнувших профессий
https://info-profi.net/professii-budushhego/- профессии будущего
https://info-profi.net/interesnye-professii/ - интересные профессии
https://school-science.ru/5/8/33646 - профессии XXIвека. Наш выбор

с.


Наверх

"Календарь питания"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
kp2023.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».