Финансовая грамотность 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию администрации Ульчского муниципального
района Хабаровского края
МБОУ СОШ с.Тахта

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_____________ Петерс Т.Г.
Приказ №10
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности. Финансовая культура»
для обучающихся 9 класса

с. Тахта 2023

Программа учебного курса «Финансовая культура» для основного
общего образования включает: пояснительную записку, содержание учебного
курса, планируемые результаты освоения программы учебного предмета,
тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
учебного курса, характеристику особенностей изучения тем по финансовой
грамотности и формирования финансовой культуры на уровне основного
общего образования, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные и
предметные результаты за период обучения и по классам.
В тематическом планировании описывается программное содержание
по всем разделам содержания обучения каждого класса, а также раскрываются
формы организации обучения и характеристика деятельностей на основе
Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, которые
целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Финансовая культура» на уровне
основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, Примерной
программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций
Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации
программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций
по
финансовой
грамотности,
одобренной
межведомственной
координационной комиссией по реализации Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их
финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной
деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности
включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил,
алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков
и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и
обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых
отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых
институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых
инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах,
ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и

финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное
освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Они
включаются в следующие содержательные блоки: «Деньги в цифровом
обществе», «Личность и экономические отношения», «Культура
потребления», «Услуги в сфере финансов», «Риски и финансовая
безопасность». Они образуют тематический каркас учебного курса.
Рабочая программа курса «Финансовая культура» основана на
преемственности с программой для начального общего образования.
Лежащие в её основе положения предполагают формирование основ
финансовой культуры современных подростков с использованием активных
методов обучения.
Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре
позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе
которой
лежит
системно-деятельностный
подход,
возможности
информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для
организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и
практико-ориентированного функционального использования знаний о
финансах в повседневной жизни.
Содержание
программы
учитывает
возрастные
особенности
обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса
метапредметных и предметных умений в контексте формирования
финансовой культуры.
Задачи реализации учебного курса «Финансовая культура»:
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся
подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в
области финансового планирования, осуществления банковских операций,
роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых
отношений,
социальной
защиты,
налогообложения,
возможностей
инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации —
в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие
интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового
планирования; способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к
высокопроизводительной,
наукоёмкой
трудовой
деятельности,
ориентированной на получение доходов;

освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности,
защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов,
антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в
области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных
источников и критически осмысливать финансовую информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских
услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни
общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и
умений для выстраивания отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой
сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Курс «Финансовая культура» позволяет реализовать межпредметные
связи с учебными предметами, «Обществознание», «История», Математика»,
«География».
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса
«Финансовая культура», — 136 ч (один час в неделю):
9 класс – 34 ч.
Учебный курс реализуется в зависимости от возможностей
образовательных организаций.

Содержание учебного курса.
Раздел 1. Капитал и инвестиции
Виды капитала. Человеческий капитал. Финансовый капитал. Способы и
сферы инвестирования. Участники финансовых отношений. Основы
инвестирования: цели и психология. Финансовое инвестирование. Ценные
бумаги и их виды. Дивиденды. Спекуляции. Основы финансового здоровья.
Активы и пассивы. Инвестиции в человека. Способы и сферы
государственного инвестирования. Государственная поддержка молодёжи.
Раздел 2. Деньги и их формы в цифровом обществе
Человек и цифровая среда. Цифровое общество и финансы. Цифровой след.
Цифровой профиль. Цифровые финансовые услуги. Роботизация и финансы.
Особенности работы с финансовой информацией. Персональные данные.
Торговые роботы. Онлайн-кошельки. Цифровая валюта. Риски цифровых
технологий для потребителя.
Раздел 3. Способы защиты от финансового мошенничества
Ответственность за нарушение прав потребителя финансовых услуг. Способы
защиты прав потребителя финансовых услуг. Защита прав потребителя
финансовых услуг. Телефонное мошенничество. Кибермошенничество.
Финансовые пирамиды. Социальная инженерия. Кража персональных данных.
Мошенничество с банковскими картами. Мошенничество с кредитами.
Страховое мошенничество. Незаконный перевод пенсионных накоплений.
Защита от мошенников. Защита при работе с цифровыми устройствами.
Планируемые результаты освоения программы учебного курса
«Финансовая культура» на уровне основного общего образования
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания тем по формированию финансовой культуры в
основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного курса
«Финансовая культура» распределены по годам обучения с учётом входящих
в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также с учётом Примерной программы воспитания, рамки
финансовой компетентности школьников, Рекомендаций Центрального банка
Российской Федерации по организации финансовой грамотности в
общеобразовательной школы.

Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы учебного курса
«Финансовая культура» для основного общего образования.
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и

самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни <...>; осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и не осуждая других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; <…> уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценка возможных последствия своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.

Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка
на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность
обучающихся
взаимодействовать
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных
фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану <…> небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования <…>;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, <…> исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
информацию различных видов и форм представления;

интерпретировать

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение
действиями

универсальными

учебными

коммуникативными

Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

к

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты
Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному курсу
«Финансовая культура»:
1) освоение и применение системы знаний о роли и формах денег в цифровом
обществе; личном финансовом планировании, жизненных целях, семейном и
личном бюджете; российской национальной валюте, национальной платежной
системе; государственном бюджете, налогах, правомерном налоговом
поведении, государственных гарантиях социальной защиты и помощи
российским семьям; банках и их функциях, банковских вкладах; инфляции и
её последствиях; человеческом капитале; роли наёмного труда в цифровом
обществе; роли предпринимательства и его видах; основах инвестирования,
страхования, пенсионного обеспечения; цифровых услугах, рисках и способах
защиты и обеспечения безопасности при использовании цифровых
финансовых услуг; видах финансового мошенничества; защите прав
потребителей финансовых услуг;
2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность
истории нашей Родины);
3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) действий
участников финансовых отношений; государственной социальной помощи
российским семьям; использования сбережений, изменения стоимости
активов; способов защиты персональных данных, использования банковских
карт; налогов; выбора депозитов и иных финансовых инструментов; кредитов;
государственных электронных услуг;
4) обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное поведение
в сфере финансов: составлять личный финансовый план, связанный с
конкретными финансовыми целями, определять пути достижения этих целей и
прогнозировать сроки их достижения; предпринимать меры предосторожности
при использовании различных видов денег и операциях с ними; оценивать
полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой; участвовать в
составлении семейного бюджета; выделять плюсы и минусы использования
заёмных средств; находить информацию о товарах и услугах, в том числе
финансовых, и осознавать назначение этой информации; предпринимать меры
предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с
ними; прогнозировать риски, связанные с использованием финансовых

продуктов, банковских услуг; обладать навыками обеспечения своей
финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами,
банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.);
5) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными целями и
финансовым планированием и инвестированием; формированием семейного и
личного бюджета и бюджетной дисциплиной личности; ответственности
потребителя финансовых услуг, предпринимателя; роли финансов в
обеспечении рационального и ответственного потребления ресурсов и защиты
окружающей среды; государственной политикой и социальными гарантиями;
6) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов, связанных с
использованием финансов, в том числе для аргументированного объяснения
роли информации и финансовых технологий в современном мире при
использовании финансов; социальной и личной значимости здорового образа
жизни, рационального финансового поведения, роли непрерывного
образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
необходимости правомерного налогового поведения, противодействия
коррупции; для осмысления личного социального опыта при исполнении
типичных для несовершеннолетнего социальных ролей при вступлении в
финансовые отношения;
7) умение с опорой на финансовые знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, налогам,
процессам социальной действительности, связанным с миром финансов,
ролью государства в поддержке молодежи;
8) умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические финансовые задачи, отражающие выполнение типичных для
несовершеннолетнего
социальных
ролей,
типичные
социальные
взаимодействия в сфере финансов;
9) овладение смысловым чтением текстов по финансовой тематике, в том
числе извлечений из законодательства Российской Федерации; умение
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в
модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные
модели в текст;
10) овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;

11) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать
выводы, подкрепляя их аргументами;
12) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы,
связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для
оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения
недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения;
13) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для
реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том
числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства;
составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки
собственных перспектив в профессиональной сфере; а также опыта
публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
14) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе
электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения,
декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);
15) приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие
с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание
ценности культуры и традиций народов России.
9 класс
 Осваивать и применять знания о видах инвестирования; ценных
бумагах; активах и пассивах; видах мошенничества; защите от
мошенников;
цифровых
деньгах;
современных
финансовых
технологиях;

 решать задачи по безопасным способам инвестирования; противодействию мошенничеству, основам
финансового здоровья;
 анализировать, обобщать, систематизировать информацию о видах активов и пассивов; роли человеческого
капитала в цифровом обществе;потерях и изменении стоимости активов, о вынужденных пассивах;
 использовать полученные знания при пользовании онлайн-кошельками, выбирать товар или услугу в
соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета; при создании
цифрового профиля; при выборе товаров и услуг; использовании торговых роботов;
 приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том
числе цифровых финансовых услуг; использовать электронные сервисы, предоставляемые государством для
достижения финансовых целей;
 искать и извлекать информацию о мобильных приложениях и интернет- сервисах для финансового
планирования; торговых роботах; цифровой валюте; блокчейне и криптовалютах;
 овладеть смысловым чтением финансовых документов;
 анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном интеллекте; выявлять риски, сопутствующие
инвестированию денег на рынке ценных бумаг;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке жизненных целей,
выбора финансовых инструментов;
 определять и аргументировать риски цифровых технологий для потребителя;
 определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг;
 объяснять опасность финансового мошенничества для личного и семейного бюджета;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством и потерями личных финансовых
средств; сбережениями и инвестированием; деятельностью и видами страхования; способами и сферами
инвестирования;
 приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том
числе цифровых финансовых услуг; проявлять критическое отношение к рекламе инвестиционных продуктов;

Тематическое планирование
№
п/п
1.
1.1

1.2

1.3

1.4

Раздел, тема урока

Содержание программы

Содержание финансовой
компетентности

Капитал и инвестиции (10 ч)
Роль капитала в современной Виды капитала. Человеческий капитал.
экономике и финансовом Участники финансовых отношений
благополучии человека
Финансовое инвестирование
Сущность
инвестиций.
Виды
инвестирования. Ценные бумаги: акция,
облигация. Коллективные инвестиции.
Драгоценные металлы. Недвижимость.
Инвестиции в бизнес и стартапы. Доходы
от
инвестирования.
Надежность.
Ликвидность инвестиций. Риски
инвестирования и спекуляция
Инвестиции государства в Способы и сферы государственного
инвестирования.
человека
Личные инвестиции в образование и
здоровье.
Молодежь и инвестиции в будущее:
государственные
программы
по
поддержке детей, гранты и проекты
Активы и пассивы
Актив. Пассив. Виды активов и пассивов.
Доходы и расходы от владения активами и
пассивами

Рассчитывать доходность отдельных
осуществленных
операций
с
различными
инвестиционными
продуктами;
выявлять
риски,
сопутствующие
инвестированию денег на рынке ценных
бумаг;
определять страховой продукт, который
требуется в той или иной жизненной
ситуации;
различать обязательное и добровольное
страхование при выборе страхового
продукта.

№
п/п
2.
2.1

2.2

2.3

2.4

Раздел, тема урока

Содержание программы

Содержание финансовой
компетентности

Деньги и их формы в цифровом обществе (10 ч)
Цифровые финансы в жизни
человека

Цифровое
общество
и
финансы.
Цифровые деньги. Цифровые финансовые
услуги. Аналоги цифровых денег.
Человеческий капитал в цифровом
обществе. Современные деньги
Онлайн-сервисы
для Бесконтактная оплата (NFC). Платежные
системы (МИР и др.) Мобильные
финансовых операций
приложения и интернет-сервисы для
финансового планирования
Современные
цифровые Цифровой след. Цифровой профиль.
Особенности работы с финансовой
технологии и финансы
информацией. Персональные данные.
Биометрия.
Цифровая
подпись
и
криптография.
Электронная
форма
финансовых сделок и смарт-контракты.
Технология распределенных реестров и
блокчейн
Цифровая гигиена

Уметь пользоваться разными видами
денег,
в том
числе
оценивать
достаточность имеющейся суммы для
осуществления
запланированных
действий;
предпринимать правомерные действия
при обнаружении фальшивых денег;
использовать
наличный
расчет,
правильно считать сдачу, заявлять о
получении неправильной сдачи;
использовать безналичный расчет, уметь
обращаться с заявлением о взимании
неправильной суммы со счета;
проверять чеки и квитанции после
совершения покупок и сохранять их на
случай, если они понадобятся в
будущем;
сравнивать полезность приобретаемого
Риски
цифровых
технологий. товара или услуги с его ценой;
Безопасность финансовых операций в различать российскую и иностранную
цифровой среде. Защита персональных валюту.
данных. Защита цифровых устройств.
Управление доступом к финансовой
информации и финансовым сервисам.
Проверка финансового посредника

№
п/п
3
3.1

3.2

3.3

Раздел, тема урока

Содержание программы

Содержание финансовой
компетентности

Способы защиты от финансового мошенничества (8 ч)
Защита прав потребителя Способы защиты прав потребителя
финансовых услуг. Организации по
финансовых услуг
защите прав потребителей финансовых
услуг. Досудебное урегулирование спора.
Финансовый
уполномоченный
(омбудсмен). Медиация. Жалобы и
обращения. Судебное решение споров.
Виды ответственности за нарушение прав
потребителя финансовых услуг
Финансовое мошенничество
Виды финансового и имущественного
мошенничества. Кража персональных
данных. Раздолжнители и «черные»
кредиторы. Фальшивые деньги.
Незаконные финансовые операции
Защита от мошенников
Основные
признаки
мошенничества.
Поиск,
анализ,
сравнение
и
подтверждение информации.
Работа с документами: прочтение и
подписание финансовых документов,
хранение документов и фиксирование
договоренностей.
Управление эмоциями при принятии
решений

Определять отличия мошеннических
предложений
от
подлинных
инвестиционных продуктов;
предпринимать меры предосторожности
при использовании различных видов
денег и операциях с ними;
обладать навыками обеспечения своей
финансовой безопасности (в том числе
при пользовании наличными деньгами,
банковскими картами, банкоматами,
обменом валют и др.);
распознавать угрозу мошенничества и
не совершать действий по платежам и
переводам в пользу мошенников;
руководствоваться
принципами
безопасного
использования
персональных
и
иных
конфиденциальных данных;
находить информацию о товарах и
услугах, в том числе финансовых, и
осознавать
назначение
этой
информации;
оценивать достоверность информации в
счетах и платежных документах (в т. ч.

№
п/п

Раздел, тема урока

4.

Практикум, проектная деятельность

5.

Итоговое повторение

Содержание программы

Содержание финансовой
компетентности
чеках), коммунальных платежах и т.д.;
находить информацию об отзывах
пользователей на продукты, которые
являются целью приобретения;
читать финансовые договоры и
проверять значение неясных слов или
терминов, прежде чем принимать
решение об их подписании.


Наверх

"Календарь питания"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
kp2023.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».