Рабочая программа по внеурочной деятелности Познай себя 7-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Тахта
Тахтинского сельского поселения
Хабаровского края Ульчского района

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
___________Т.Г.Петерс
№10 от «30» 08.2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Познай себя»
для обучающихся 7-9 классов
Направление: социальное

с.Тахта 2023 год

Пояснительная записка
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание
психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное
развитие каждого ребенка. Учебно-воспитательный процесс в большей степени
ориентирован на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и
интересы. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е.
состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Младший подростковый возраст является благоприятным временем для
формирования личности. В этом возрасте появляется интерес к собственному
внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Но возникшее
острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой,
сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием
рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению
чувства неуверенности в себе, психологическому дискомфорту.
Данная программа направлена на решение вопросов развития личности,
формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и
поддержки. Она поможет подросткам познать себя и научиться управлять своим
внутренним миром.
Цель
курса – укрепление
и
сохранение
психологического
здоровья
младших подростков через оказание помощи в преодоление противоречий между
потребностью понять себя и недостаточным умением анализировать личностные
проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе и окружающей
действительности.
Задачи:
1. Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
2. Способствовать открытию внутреннего мира человека, пробуждению интереса
к другим людям и к самому себе.
3. Развивать интеллектуальную сферу (общие и специальные способности,
познавательную направленность и пр.).
4. Развивать самосознание (чувство собственного достоинства, адекватную
самооценку).
5. Развивать эмоциональную сферу (чувства, переживания, настроение и пр.),
умение понимать чувства и переживания других людей.
6. Развивать рефлексию как процесс принятия и понимания самого себя.
7. Формировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку
зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
8. Обнаруживать и преодолевать негативные проявления в привычках и манерах
поведения учащихся.
9. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей,
путей и способов их достижения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов участия в психологическом практикуме «Познаю себя»
является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы
ценностей.


Ценность добра – осознание себя как части мира.



Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так,
как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).



Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.



Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей,
лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления
истины, самого познания как ценности.



Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание
своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье,
близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным
идеалам.



Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого
необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию
иных культур.

Общая характеристика курса
o



основе реализации программы лежит социально-психологический
тренинг «Саморазвитие личности» для младших подростков. Тренинг это форма психологического воздействия, основанная на активных
методах групповой работы. При этом подразумевается использование
специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в
сфере общения, деятельности, личностного развития и коррекции.

группе, с помощью системы психологических игр и упражнений, у участника
появляется возможность увидеть себя и свои проблемы глазами других людей,
безопасно для себя примерить множество новых ролей, приобрести
необходимые навыки и умения, усвоить новые формы поведения, осознать и, в
конечном итоге, решить свои проблемы.

Групповая работа дает тем более положительный результат, что общение является
ведущей деятельностью в подростковом возрасте. На данном возрастном этапе оно
приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли,
которую начинает играть во внутренней жизни подростка, т.е. в его переживаниях и
мыслях. Соответственно усиливается значение общения для психического развития
подростка.
Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности - когнитивный,
эмоциональный и поведенческий. Когнитивный аспект тренинга связан с получением
новой информации о себе и окружающих людях, анализе ситуации. Эмоциональный
аспект тренинга касается переживания полученной информации, прочувствования
своей успешности, переживания по поводу своей самооценки. Поведенческий аспект
проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке

адекватных форм поведения через
привычных способов поведения.

осознание

неэффективности

некоторых

Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в
группе общепринятых принципов.
1. Ненасильственность общения, строящаяся на добровольном участии, исходя
из желания детей, без принуждения.
2. Самодиагностика, т.е. самораскрытие
ими личностно значимых проблем.

детей, осознание

и

формулирование

3. Положительный
характер
обратной
связи, которая
является
надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и
повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации.
4. Неконкурентный
характер
отношений, подчеркивающий
и уникальность каждого ребенка, его отличие от других.

ценность

1. Минимизация лабилизации и ее опосредованность. Вся работа строится так,
чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не
ставить ребенка в ситуацию неуспешности, а укреплять его веру в себя, давая
возможность ему быть успешным и поощряя его расширить репертуар
способов его поведения.
2. Дистанцированиеи идентификация. В случаях ситуаций неуспешности
ребенку необходимо помочь дистанцироваться от его неудачи, приписав его
затруднение его герою. Для этого в тренинге дети могут пользоваться
псевдонимами.
3. Включенность
тренера
в
занятия, своим
примером
помогающего
включиться детям и осознать значимость тренинга для обучения.
4. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер.
Соблюдение принципов социально-психологического тренинга позволяет решить
двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым подростком позиции,
которая характеризуется активностью, объективизацией поведения, а также
исследовательскую направленностью, и дать ведущему возможность избрать
оптимальную тактику проведения занятий.
Успех
социально-психологического
тренинга,
достижение
контакта
и
взаимопонимания в группе и ведущего с группой зависит во многом от сценария и
технологии его проведения, на который нанизывается весь методический и
технический инструментарий, взятый на вооружение ведущим.
Сценарий не сводится к схеме или серии последовательно сменяющих друг друга
упражнений. Взаимодействие ведущего и членов группы во многом носит
спонтанный характер, несмотря на то, что основные элементы его логики заранее
планируются ведущим. Он постоянно прислушивается к состоянию атмосферы
группы и, в зависимости от обстоятельств, вносит существенные коррективы в сам
сценарий тренерского действия.
Необходимым условием успешного проведения тренинга является также введение
специальных групповых норм, под которыми понимают принятие правил поведения,
руководящих действиями участников, и принятие их всеми членами группы.

Соблюдение этих норм необходимо для создания комфортной психологической
атмосферы для достижения цели тренинга.
Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые
игры, психогимнастика. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики
целей занятий. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в
основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.
Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым
процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника
дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой
активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.
o

ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимодействие. В
игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в
реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает
игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает
границы поиска способов поведения, дает простор для творчества.
Следующий
за игрой тщательный психологический анализ,
осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий
эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения,
разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре
и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с
успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает
разнообразные
упражнения,
направленные
на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния
участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в
первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира.
Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека
понимать других людей, иногда является основной целью тренинга.
Структура психологических занятий:


Ритуал приветствия, целью которого является настрой на работу, сплочение
группы, создание группового доверия. Основные процедуры работы –
приветствия, игры-активаторы, элементы психогимнастики.



Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение или
обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться
к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.



Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой
теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и
приемов,
которые
подбираются
в
соответствии
с
задачами,
сформулированными для работы над каждой темой.



Подведение итогов занятия, рефлексия – предполагает формулирование
основных результатов, достигнутых на уроке.

II.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Познай себя»

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
программы основного общего образования
№
1

2

3

Направление,
описание
Личностные
компетенции:
отражаются в
индивидуальных
качественных
свойствах учащихся,
которые они должны
приобрести в
процессе освоения
программы.

Метапредметные
компетенции
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
способностей
учащихся,
проявляющихся в
познавательной и
практической
творческой
деятельности.
Регулятивные
компетенции:
Умение
самостоятельно
определять цели
обучения, ставить и
формулировать
новые задачи в учебе
и познавательной
деятельности,
развивать мотивы и
интересы своей
познавательной
деятельности.

Планируемый результат
-Умение регулировать свое поведение в соответствии с ситуацией;
- умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
-способность контролировать эмоции, управлять ими;
-умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно
дружески относиться к одноклассникам;
-стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
-знание основных норм морали,
- готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках;
-сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества,
-умение анализировать;
- умение работать с текстом;
-развитие воображения;
- развитие внимания и памяти;
-развитие навыков бесконфликтного взаимодействия;
-систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию;

-идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов);
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности;
- осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;

I.

Содержание курса внеурочной деятельности
«Познай себя»
7 класс

Раздел

Содержание

Кол-во
часов
17

1

Я подросток

2

3

Страна
чувств и
эмоций
Стресс

5

Я принимаю
решения
Эмпатия

6

Какой я?

7

Итоговое
занятие

4

Я – подросток. Что это значит?

Характер и эмоции. Как узнать
эмоции.
Мои эмоции. Страна чувств. Чувства
«полезные» и «вредные»
«Запретные»
чувства. Какие чувства мы скрываем?
Нужно ли управлять своими
эмоциями?
Бумажное зеркало. Что такое страх
?
Страхи и страшилки. Страшнаястрашная сказка. Страх оценки.
Побеждаем все тревоги. Мой гнев,
злость и агрессия. Как справиться?
Обида. Как простить обиду? Я
виноват?
Что такое «стресс». Я умею бороться
со
стрессом.

1

8

2

34
1

16

3

Умение принимать решение

1

2

Эмпатия. Зачем нужна эмпатия?
Развиваем эмпатию. Тренировка «Я
высказываний». Комплименты.
Какой я на самом деле

3

7

1

2

Подведение итогов работы за год

2

3

Формы
организаци
и
Беседы,
тренинги,
творческие
работы.
Беседы,
игры
тренинги.

Виды
деятельности

Проблемноценностное
общение,
социальное
творчество.

Беседы,
обсуждени
я,
дискуссии,
сюжетноролевые
игры,
тренинги
Беседы,
тренинги.
Беседы,
дискуссии,
тренинги.
Самоанали
з,
обсуждени
е
Самопрезен
тация

1

8 класс
Раздел

1

Вводное
занятие.

2

Мое «Я»

3

4

5

6

Мои
жизненные
ценности
Время
взрослеть

Я и моя
семья

Мы разные

7

8

Риск,
уверенность
Итоговое
занятие

Содержание

Кол-во
часов
17 34

Вводное занятие.
Наедине с собой? Что я знаю о себе.
Мое имя. Мои имена. Мое
уникальное «Я». Я глазами других.
Как меня видят другие? Мои
достоинства и недостатки. Мои
«плюсы» и «минусы» со стороны.
Если бы мои другом был… я. Мои
недостатки. Как превратить
недостатки в достоинства?

1

1

5

11

Мои ценности. Наши ценности. Я в
«бумажном зеркале». «Отражение».
Планирование времени. Время
взрослеть. Моя будущая профессия.
Как
я выгляжу?

2

4

3

5

1

3

2

4

2

3

1

3

Моя семья. «Трудные дети» и
«трудные родители». Мои права в
семье.

Что такое дружба. Мужчины и
женщины. Я – … (мужчина,
женщина).
Что такое любовь?
Рисковать или не рисковать? Что
такое
уверенность в себе. Уверенное
выступление. Умение сказать «нет».
Подведение итогов.

Формы
организации

Виды
деятельности

Беседы,
упражнения

игры, трени
нги,
творческие
работы.

Проблемноценнстное
общение,
социальное
творчество.

Беседы,
Тренинги,
игры
Беседы,
обсуждения,
дискуссии,
сюжетноролевые
игры,
тренинги
Беседы,
обсуждения,
дискуссии,
сюжетноролевые
игры
тренинги
Беседы,
игры,
тренинги.
Беседы,
дискуссии,
тренинги.
самопрезента
ции

9 класс
Раздел

Содержание

Колво
часов

Формы
организации

Виды
деятельности

2

17
1

Общение.Пе
редача
информации
2

3
Стили
общения
Конфликты
4

5

6

Доверие

«Трудные
люди»

Итоговое
занятие

Общение, общительность, трудности в
общении. Какая бывает информация.
Невербальная информация. О чем
говорит наша мимика? О чем говорят
наши жесты? Как лучше подать
информацию? Общение,
общительность, трудности в
общении. Какая бывает информация.
Невербальная информация. О
чем говорит наша мимика? О чем
говорят наши жесты?
Как лучше подать информацию?
«Визуал, аудиал, кинестетик».
Стереотипы в общении.
Недоминантная общение
«на равных». Психологическое
общение
Стили
деловой,
диалог). Практическое занятие
«Стили общения».
Конфликт. Причины, виды. Человек в
конфликте. Эмоции. Стили поведения
вконфликте.
«Мои стили поведения в конфликте».
Плюсы и минусы различных
стратегийповедения
Доверие,
доверять? Экспресс-диагностика
уровня
доверия
слушать. Практическое занятие:
«Умею ли я слушать?»
Правила
«трудными людьми». Оценка
владения
навыками общения на модели игровой
ситуации
кораблекрушение».
Подведение итогов.

6

2

34

12

4

Игры, тренин
ги,
творческие
работы.

Проблемноценностное
общение,
социальное
дело

Беседы,
тренинги.
Беседы,
обсуждения,
дискуссии,
сюжетноролевые
игры,
тренинги
Беседы,
обсуждения,
дискуссии,
сюжетноролевые игры

2

4

2

4

2

4

Беседы,
обсуждения,
дискуссии,

1

2

самопрезента
ции

3

III.
№

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Раздел

III
IV
V
VI
VII

Я подросток
Страна чувств и
эмоций
Стресс
Я принимаю решения
Эмпатия
Какой я?
Итоговое занятие

I
II

Вводное занятие.
Мое «Я»

III

Мои жизненные
ценности
Время взрослеть
Я и моя семья
Мы разные

I
II

IV
V
VI

VII Риск и уверенность
VIII Итоговое занятие

II
III
IV
V

Общение. Передача
информации.
Стили общения
Конфликты
Доверие
«Трудные люди»

VI

Итоговое занятие

I

Кол-во час

34
1

7 КЛАСС
17
1

16

8

3
2
7
2
2
1

Использование ЭР

http://danur-w.narod.ru/

2
https://hro.org/
1
http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7
3
http://danur-w.narod.ru/
1
2
8 КЛАСС
1

11

5

4

2

5
3

3
1

4

2

3
3

2
1
9 КЛАСС

12

6

3
8
4

2
2
2

4

2

2

1

http://www.edu.ru/
https://1sept.ru/
http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7
http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7

http://realpravo.ru/library/?id=46
(http://azps.ru/)
http://azps.ru/)
http://realpravo.ru/library/?id=46
https://hro.org/

4

Приложение №1
Календарно - тематическое планирование
7 класс
№

раздел

I

Я
подросток

Колво
час
1

Кол
-во
час
1

16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8
1

II

Страна
чувств и
эмоций

1
1
1
1
1

1

Стресс
Я приним
аю
решения

V
Эмпатия

VI
Какой я?
VII

1

1
1
1

1

3

III

IV

1

Итоговое
занятие

1
1
1
2
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3

1
1

1
1
4
1

1
2

1
1

тема

Использован
ие ЭР

Я – подросток. Что это значит?
Характер и эмоции.
Как узнать эмоции.
Мои эмоции.
Страна чувств.
Чувства «полезные» и «вредные»
«Запретные» чувства.
Какие чувства мы скрываем?
Нужно ли управлять своими эмоциями?
Бумажное зеркало.
Что такое страх?
Страхи и страшилки. Страшнаястрашная сказка.
Мой гнев, злость и агрессия. Как
справиться?
Мой гнев, злость и агрессия. Как
справиться?
Обида. Как простить обиду?
Обида. Как простить обиду?
Я виноват?
Что такое «стресс».
Что такое «стресс».
Я умею бороться со стрессом.

http://danurw.narod.ru/

https://hro.org
/

Умение принимать решение.
Умение принимать решение.

http://edu.tom
sk.ru/13.html?
title=7

Эмпатия.
Зачем нужна эмпатия?
Развиваем эмпатию.
Развиваем эмпатию
Тренировка «Я-высказываний».
Тренировка «Я-высказываний».
Комплименты.

http://danurw.narod.ru/

Какой я на самом деле?
Какой я на самом деле?

2
Подведение итогов работы за год

34

17

5

8 класс- 34 часа
№

I

раздел

Колво час

Кол
-во
час

тема

Вводное
занятие.

1

1
5
1
1

Мое «Я»

11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Вводное занятие.
Наедине с собой?
Что я знаю о себе.
Мое имя.
Мои имена.
Мое уникальное «Я».
Я глазами других.
Как меня видят другие?
Мои достоинства и недостатки.
Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.
Если бы моим другом был… я.
Мои недостатки.
Как превратить недостатки в
достоинства?

4
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
3
1
2

2
1

II

III
Мои
жизненны
е ценности
IV
Время
взрослеть

V
Я и моя
семья
3
4

VI
Мы
разные

VII

Риск и
увереннос
ть

VIII

Итоговое
занятие

1

1
1

1
3
1
1
1
2
1
1

Мои ценности.
Наши ценности.
Я в «бумажном зеркале».
«Отражение».
Планирование времени.
Время взрослеть.
Моя будущая профессия.
Как я выгляжу?
Как я выгляжу?

Использован
ие ЭР

http://www.ed
u.ru/

https://1sept.r
u/

http://edu.tom
sk.ru/13.html?
title=7

Моя семья.
«Трудные дети» и «трудные родители».
Мои права в семье.

2
1
1
1
1
3
1
1
1
3

1
1
1
1

Что такое дружба.
Мужчины и женщины.
Я – … (мужчина, женщина).
Что такое любовь?

http://edu.tom
sk.ru/13.html?
title=7

Рисковать или не рисковать?
Что такое уверенность в себе.
Уверенное выступление.

1
Итого: 34/17 час.

6

9 класс- 33 часа
№

раздел

Колво час
12/6

1

I

Общение.
Передача
информац
ии.

2
3
4
5
6
7
8

Стили
общения

1

1
1
1

9
10

1

11
12

1

3/1
1

II

тема

1

Стили общения (примитивный,
деловой, манипулятивный, общениедиалог).
Стили общения (примитивный,
деловой, манипулятивный, общениедиалог).
Практическое занятие «Стили
общения».

1

Конфликт. Причины, виды.
Человек в конфликте. Эмоции.
Стили поведения в конфликте.
Практическое занятие: «Мои стили
поведения в конфликте».
Практическое занятие: «Мои стили
поведения в конфликте».
Плюсы и минусы различных
стратегий поведения в конфликте.
Алгоритм анализа конфликтной
ситуации. Все дело в шляпе!
А зачем мне это? Ролевая игра
«разреши конфликт».

3

III

Конфликт
ы

5

http://azps.ru/)

1

1

6
7

Общение, общительность, трудности
в общении
Какая бывает информация
Невербальная информация.
О чем говорит наша мимика?
О чем говорят наши жесты?
Как лучше подать информацию?
Как лучше понять информацию?
Барьер на пути информации. Виды
барьеров.
Барьеры, которые создаю я сам.
Каналы обработки информации: зр
ительные, слуховые, чувственные.
Восприятие и обработка.
Практическое занятие: «Визуал,
аудиал, кинестетик».
(http://azps.ru/)

2

8/4
1
2
3
4

1

8
4/2

IV

Доверие

1
2

Использовани
е ЭР
http://realpravo.
ru/library/?id=4
6

http://realpravo.
ru/library/?id=4
6
1

Доверие, недоверие.
Умею ли я доверять? Экспрессдиагностика уровня доверия другим
людям.
7

3
4

1

Умение слушать.
Практическое занятие: «Умею ли я
слушать?».

4/2
1
V

VI

«Трудные
» люди

Итоговое
занятие

https://hro.org/
1

2
1

1

2/1

1

«Трудные» люди (эгоцентрик, зануда,
агрессор).
Правила общения с «трудными
людьми».
Оценка владения навыками общения
на модели игровой ситуации
«Потерпевшие кораблекрушение».
Итого: 34/17 ч.

8


Наверх

"Календарь питания"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
kp2023.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».