Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5-9 классы

Аннотации к рабочим программам
Русский язык 5-9 классы
2023-2024 учебный год
5-8 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (предметная
область
«Русский
язык
и
литература»)
(далее
соответственно – программа по русскому языку, русский язык) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по русскому языку.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского
языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания,
к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на
уровне основного общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования
разработана с целью оказания методической помощи учителю русского языка в
создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
современные тенденции в школьном образовании и активные методики
обучения.
Программа по русскому языку позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания русского языка современные
подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в ФГОС ООО;
определить и структурировать планируемые результаты обучения
и содержание русского языка по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО;
разработать
календарно-тематическое
планирование
с
учётом
особенностей конкретного класса.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский
язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации,
основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение
им функций государственного языка и языка межнационального общения важны
для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической
принадлежности. Знание русского языка и владение им в разных формах его

существования и функциональных разновидностях, понимание его
стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека
областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных
традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование
нравственной
и
коммуникативной
культуры
ученика,
развитие
его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти
и
воображения,
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования.
Содержание программы по русскому языку ориентировано также
на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека
читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание
и
проявление
общероссийской
гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России,
как
к
средству
общения
и
получения
знаний
в разных сферах человеческой деятельности, проявление уважения
к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов
Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в
собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного

общения, овладение русским языком как средством получения различной
информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,
обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и
правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и реобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие),
осваивать стратегии и тактики информационно-смысловой переработки текста,
способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного
намерения автора, логической структуры, роли языковых средств.
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в
предметную область «Русский язык и литература» и является обязательнымдля
изучения. Общее число часов, рекомендованных для изучения русского
языка, - 714 часов: в 5 классе - 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе - 204 часа
(6 часов в неделю), в 7 классе 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе - 102 часа
(3 часа в неделю), в 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

9 класс
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021г № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее —
ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с
учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения Основной образовательной программы основного общего
образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной
школе
с
учётом
методических
традиций
построения школьного курса русского языка, реализованных в большей
части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский
язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации,
основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций
государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого
жителя России, независимо от места его проживания и этнической
принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его
существования и функциональных разновидностях, понимание его
стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека
областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных
традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование
нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его
интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения,
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая
деятельность является системообразующей доминантой школьного курса
русского языка. Соответствующие умения и навыки представлены в перечне
метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения
(разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего
образования являются:
 осознание
и
проявление
общероссийской
гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов
России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и

русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской
Федерации;
 овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом
формирования
социальных
взаимоотношений,
инструментом преобразования мира;
 овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка;
практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого
этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных
грамматических средств; совершенствование орфографической и
пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию;
 совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения; овладение русским языком как средством
получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам;

 совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза,
абстрагирования,
обобщения,
классификации,
установления
определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в
процессе изучения русского языка;
 развитие функциональной грамотности: умений осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки
текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего
смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры,
роли языковых средств.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык»
входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей
программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной
программе основного общего образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе отводится - 170 ч. (5
часов в неделю);
в 6 классе — 204 часа (6 часов в неделю);
в 7 классе — 136 часов (4 часа в неделю);
в 8 классе — 102 часа ( 3 часа в неделю);
в 9 классе — 99 часов ( 3 часа в неделю).
Всего – 711 часов.
УМК:
1.
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников
Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций.-М.- Просвещение, 2016.
2. Учебники :
-Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /
Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-М. Просвещение,2014;
-Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /
Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-М. Просвещение,2014;
-Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /
Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-М. Просвещение,2014;
-Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /
Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-М. Просвещение,2014;

-Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /
Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-М. Просвещение,2017.


Наверх

"Календарь питания"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
kp2023.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».